Главная » Статьи » Педагогика » Страница логопеда

«ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ В СЕМЬЕ»

Проблемы детского чтения, как известно, начинаются со взрослых. «Вечно занятым» родителям проще включить ребенку телевизор или компьютерную игру, чем сесть с ним рядом и почитать книжку. Хотя бы потому, что этим невозможно заниматься «между делом», совмещая с мытьем посуды или ещё чем-либо. По оценке специалистов сегодня в стране более 37% взрослого населения не читает книг вообще, а читают только то, что раскладывается по почтовым ящикам - то есть то, чем они могут воспользоваться. Читают от случая к случаю 40%, постоянно читают - 23% опрошенных, 4% имеют домашние библиотеки. Особенно тревожная ситуация сложилась с детским  подростковым чтением, проблемы чтения ныне встали в один ряд с важнейшими государственными задачами защиты и обеспечения безопасности российской национальной культуры.

        Человечество не знает иного пути эффективного приобретения знаний, кроме чтения. Чтение активизирует развитие человека сильнее, чем иные средства. Приобщая  ребенка к чтению, мы не только открываем  путь к одному  из  важных  источников информации, мы делаем более важное дело:

  • защищаем его душу;
  • питаем ум и сердце;
  • побуждаем к самосознанию;
  • содействуем творческой самореализации личности и её жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она не оказалась.

        Исследования показывают, что средний взрослый в России тратит на просмотр телепередач три часа в день, средний работающий - два! Умножим на 7 дней. Минимум 14 часов в неделю. Вот и одна из причин недостатка времени читать детям. В результате этой причины - дети все больше «уходят» в компьютер. А если вдуматься, увлечение виртуальным миром - компенсация недостатку общения. А ведь чтение вместе - это и есть общение. И достаточно на него 20 минут в день. Важно понимать смысл семейного чтения - это не способ получения информации и не форма накапливания знаний. Это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого, непрямолинейного воспитания, которое и есть самое главное и самое действенное.     

       Жизнь семьи запечатлевается в сознании детей гораздо раньше, чем они отдают себе в этом отчет. Поэтому семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера.

      Важность чтения вслух состоит в том, что когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, процесс чтения вслух содержит в себе очень важный для развития ребенка момент совместного действия и сопереживания, а также помогают малышу лучше усваивать содержание прочитанного. А поскольку из разных видов текстов именно художественные раньше прочих оказываются посредниками в эмоциональном обращении ребенка со взрослыми, выступающими для него носителями опыта человечества, чтение - слушание художественных произведений, является начальным этапом приобщения к чтению вообще.

      Кроме того, доказано, что если ребенок рано начинает слышать выразительное чтение текстов, написанных хорошим языком, то его собственная речь развивается быстрее и становится богаче, чем у детей слышащих только разговорную речь. Ребенок неосознанно переживает воздействие произведения. Он накапливает опыт такого переживания, когда не способен еще объектировать смысл текста, не способен воспринимать его без эмоционального соучастия взрослого, который выступает посредником и проводником в общении дошкольника с автором произведения.

      Важно не превращать чтение в орудие поощрения или наказания. Ритуал семейного чтения не должен зависеть от поведения ребенка или настроения взрослых, иначе пропадет интерес к чтению, так как процесс будет связан с неприятными эмоциями. Если чтение происходит не вечером, а среди дня, то очень важно чтобы это было не в суете одновременно с домашними делами, а как специальное дело: сидя рядом, не отвлекаясь на телефон и другие разговоры.

После первых сказок и коротких рассказов можно переходить к большим книгам, растягивая удовольствие намного дней. Но, после освоения ребенком техники чтения роль родителей меняется, а взаимодействие с текстом произведения начинает принимать диалоговый характер. Мнения о том, когда это должно происходить - самые противоположные. По данным американских исследователей врожденные способности к чтению проявляются в возрасте 18 месяцев до 6 лет. Если учесть, что на первые шесть лет жизни ребенка приходится 60 процентов знаний, которые он приобретает за всю жизнь, то столь раннее обучение чтению не лишено практического смысла.

        Очень важно не прекращать чтения вслух, когда дети уже научились читать сами. Во-первых, самостоятельное чтение на первых порах представляет для ребенка нелегкую работу, и он еще долго не сможет получать удовольствия от сюжетных ходов и языка книги, будучи поглощенным самим процессом чтения. Во-вторых, и в-главных, семейное чтение - важнейший момент общения детей и родителей, ведь оно предполагает и сидение рядом (а для развития малышей тактильные ощущения столь же важны как и другие), и сопереживание, и обсуждение.

       Закончив чтение, предложите ребенку тихонько самому подумать о том, что будет в книге дальше. На следующий день пред началом чтения попросите напомнить вам о том, что было в книжке вчера, и поделиться тем, как он себе представляет развитие действия. Это помогает ребенку лучше вникнуть в текст и развивает его речь и воображение. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Детские издания в условиях рынка, стремясь привлечь внимание аудитории, часто адресуют свою продукцию сразу нескольким возрастным группам: дошкольники и младшие школьники, младшие школьники и подростки, подростки и старшеклассники. Это объясняется тем, что возрастные границы подвижны и при переходе от одного возраста к другому отношение ребенка к действительности изменяется не сразу.

       Детская печать в условиях развития рыночных отношений стремится наиболее полно освещать проблемы реальной жизни детей и подростков, завоевать популярность в своей аудитории. Ведь именно детская аудитория определяет сегодня судьбу того или иного издания. У ребенка появилась возможность выбирать из потока адресованной ему информации именно те издания, которые вызывают у него интерес, помогают сориентироваться в сложных проблемах современности, выбирать свою дорогу в жизни. Издания для дошкольников в доступной, яркой, запоминающейся форме, рассказывают об окружающем мире, знакомят с литературными произведениями, вырабатывают навыки разговорной речи, учат считать и писать. Детская литература имеет большое значение в формирование личности ребенка, качеств, черт характера. Она изначально направлена на понимание и созидание детской души.

Подготовила: учитель - логопед О.А. Кукса

Категория: Страница логопеда | Добавил: admin (17.11.2014)
Просмотров: 533
Всего комментариев: 0