Главная » Статьи » Педагогика » Страница логопеда

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ИГР С КОНСТРУКТОРОМ «ЛЕГО»

И.А. Грицай "Использование логопсихокоррекционных игр с конструктором «ЛЕГО» в работе с дошкольниками старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Логопсихотерапевтическая игра является одним из наиважнейших методов в дошкольном возрасте. Это «фантастический мир», «мир открытия вытесненных желаний» и «реализации нереализуемого» (А.С. Спиваковская). Она позволяет использовать комбинированные методы, в которых педагогическое воздействие опосредовано психокоррекционным и наоборот: психокоррекционное воздействие опосредовано педагогическим. Логопсихокоррекционная работа - это гармоничное сочетание и взаимопроникновение процесса перевоспитания и педагогического процесса. Логопсихотерапевтическая работа направлена не только на преодоление общего недоразвития речи, но и на увеличение активности самих дошкольников. Таким образом работа ведется не только над «внешним», речевым, дефектом ребенка, но и над его коммуникативными навыками, а также над изменением личностных особенностей дошкольника. Одним из ведущих средств коррекции являлся диалог. Поэтому самым эффективным методом восстановления коммуникации в процессе диалога является логопсихокоррекционная игра, то есть игра, сочетающая и логопедическое, и психокоррекционное воздействие одновременно и взаимоопосредованно.

А подобная игра на базе конструктора ЛЕГО помимо этого еще способствует развитию мелкой моторики, представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве. Такое сочетание различного рода воздействий благоприятно отражается на развитии речи, облегчает усвоение ряда понятий и даже постановку звуков, так как развитие мелкой моторики оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга.

Причем логопсихокоррекционные игры на базе конструктора ЛЕГО могут быть организованы по типу конструктивно-творческой игры, сюжетно-ролевой игры, игр-драматизаций и других типов игр. Тип и особенности игры, а также наличие и состав зрителей зависят от степени подготовленности группы детей, ее особенностей, а также дидактических и логопсихотерапевтических целей.

При обращении к возможностям конструктора ЛЕГО, хочу отметить преимущества его использования перед традиционными видами работ, развивающими мелкую моторику, таких как: рисование, лепка, аппликация.

  1. Только с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить, а рисунки, аппликация или фигурки из пластилина не могут быть пригодны для организации логопсихокоррекционных игр.
  2. При использовании конструктора у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков. Малыш уже испытывает психическое состояние успеха. А вот рисунок, аппликация или поделка из пластилина могут «не получится», так как рисование, лепка или аппликация являются более сложными видами работ.
  3. Конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
  4. Конструктор безопасен: нет риска порезаться, попасть в глаз карандашом или проглотить ядовитый химический состав, например, клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.

Логопсихокоррекционные игры на базе конструктора ЛЕГО используются во время этапа активной логопсихокоррекции и проходят определенную «эволюцию», которая выражается в увеличении коррекционного содержания игры. Начиная с игр-драмматизаций, когда воспитанник пользуется заученным текстом и говорит за своего героя, подражая его манерам и голосу, в конце – вводятся сюжетно-ролевые игры, где сюжет отражает психологические проблемы ребенка или группы и развивается спонтанно. В конце обучающего цикла вводятся командные конструктивно-творческие игры.

Цели использования игр:

  1. Развитие речи в рамках определенной темы.
  2. Постановка и отработка звуков в ходе игры.
  3. Развитие представлений о цвете, форме, пространстве.
  4. Развитие количественных представлений, мелкой моторики рук.
  5. Диагностика, как педагогическая, так и психологическая.
  6. Создание условий естественного полноценного общения воспитанников в ходе совместной работы.
  7. Сплочение коллектива детей, формирование чувства эмпатии друг к другу.
  8. Формирование и закрепление определенных «саногенных состояний» (психического состояния успеха).
  9. Обучение полезным навыкам поведения. Их апробация и приобретение положительного опыта общения.

Логопсихокоррекционные игры на базе конструктора ЛЕГО могут быть как направленными, так и ненаправленными. В первом случае возможно большее или меньшее вмешательство логопеда в ход и условия игры.  Детям может быть предложено задание, а в некоторых случаях логопед должен разработать сценарий бытового конфликта или сказки (кукольный спектакль).

В ходе ненаправленной игры воспитанник сам берет необходимые детали конструктора и играет. Роль логопеда сводится к постановке определенных вопросов, ответы на которые могли бы объяснить, что именно делает ребенок. В ходе логопсихокоррекционной игры учитывается необходимость функциональных тренировок речи. Поэтому непременным условием является плавная и правильная речь. Игры с использованием конструктора ЛЕГО позволяют использовать речевые приемы:

- сопровождающая речь,

- завершающая речь,

- предваряющая речь.

Приведу пример фрагмента

логопсихокоррекционной игры по теме «Воздушный транспорт»

Участники: дети 5 – 7 года

Количество детей: 3 команды по 2 человека

Длительность: 30 мин.

Цель данной игры: развитие коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Задачи:

Дидактической задачей является закрепление знаний об экосистеме, транспорте и развитие пространственных представлений.

Коррекционными задачами являются:

а) функциональная тренировка диалогической и монологической форм речи;

б) развитие мелкой моторики рук.

Психокоррекционные задачи:

а) повышение стрессоустойчивости личности ребенка;

б) создание особого психического состояния, соответствующего процессу творчества; в) использование в процессе естественной коммуникации психотерапевтического потенциала подгрупп для раскрытия и проявления потенциальных особенностей коммуникативного поведения ребенка и его способностей.

Предварительная работа: НОД по образовательным областям «Познавательное развитие», «Речевое развитие», в ходе которых детям было рассказано о воздушном транспорте, аэропорте, чтение художественной литературы по лексической теме «Воздушный транспорт», беседы о воздушном транспорте,  рассматривание иллюстраций с изображением воздушного транспорта.

Материалы: наборы конструктора «ЛЕГО» - «Аэропорт», «Транспорт»

В ходе проведения используются такие приемы руководства игрой «изнутри», как:

- игра логопеда «для себя» - показ развертывания сюжета и игровых действий;

- обучение ролевому поведению; прием параллельной игры;

- прием расширения диапазона детей;

- постоянная «отвлеченная» роль педагога, позволяющая «изнутри» совершенствовать игру;

- прием повышения изолированных детей;

- обговаривание игры: сговор на игру, распределение ролей, определение общей цели, согласование игровых замыслов.

                                                             

Ход игры:

                                                             

Логопед делит группу дошкольников на 3 команды по 2 человека. Затем обращается к материалу предыдущего занятия по развитию речи, на котором детям было рассказано о воздушном транспорте, аэропорте. Затем он знакомит детей с материалами, которые те могут использовать для игры. Задача команд - смоделировать транспорт, аэропорт, рассказать о своей работе и обыграть.

Команда 1 - Арина Ж. и Максим Г - аэропорт.

Команда 2 - Лера Д. и Настя К. - самолет.

Команда 3 - Влад К. и Аня 3. - вертолет и пилоты.

Дети активно включаются в игру. Логопед вступает в диалог с командой 3:

- На кого похож вертолет?

Влад: На стрекозу. Он летает, как стрекоза, может на месте повисеть, то в сторону полететь, то вперед.

Логопед: А еще чем похож?

Аня 3.: У вертолета хвост, как у стрекозы - длинный и тонкий. Только на хвосте у него винт.

Логопед: Это рулевой винт. Он заменяет при полете руль. А что умеет вертолет?

Аня 3.: Взлетает там, где стоит: разбег ему не нужен. Сразу может сесть на полянке.

Влад К. Умеет висеть на одном месте.

Логопед: Для чего нужно вертолету висеть на одном месте?

Аня 3.: Чтобы поднимать и ставить дома, спасать людей, тушить пожар.

Когда все было готово, логопед просит рассказать о том, что они смоделировали. Дети рассказывают. Вот, например, рассказ Влада: «Мы с Аней сделали вертолет. Он маленький, но силач-боготырь. Наверху у него винт, а под брюхом - лыжи. В кабине пилота есть кресло. Перед креслом большое окно, чтобы выло вино, куда лететь. Палки-рукоятки из пола торчат...».

Далее дети играют с моделированными игрушками. Вот как проходит игра.

Влад берет управление в свои руки. Говорит: «Мой вертолет-разведчик. Он с высоты будет искать в море место, где много рыбы, и скажет об этом по рации рыбакам. Вертолет будет «висеть» над морем, чтобы корабль его сразу нашел».

Далее Аня 3. берет управление в свои руки. Говорит: «Мой вертолет патрульный. Он смотрит как строят дома, что делают люди, следит за порядком на дороге».

Вертолет переходит к Максиму, который заявляет:  «Мой вертолет экскурсионный. Я пилот, буду рассказывать Ане о нашей станице. Внимание. Мы поднимаемся. Смотри, мы летим над парком, это фонтан, а вот площадь...».

Если дети самостоятельно не могут развивать игру, логопед берет на себя «ответственную» роль диспетчера, которая позволяет в любой момент выйти из игры или «изнутри» совершенствовать игру. Педагог в роли «диспетчера» сообщает по рации: «Внимание, внимание! Горит лес. Немедленно вылетайте! Ждем пожарный вертолет». Слава берет вертолет и отвечает: «Летим!» Затем поднимает игрушку и начинает кружить над «лесом» и говорит: «Вертолет тушит пожар водой и пеной».

Далее логопед сообщает: «Внимание, внимание! В горах заболел медведь. Как побыстрее доставить его в больницу? Автомобиль туда не пройдет, самолет не сядет и не взлетит: аэропорта нет. Нужен вертолет «Скорая помощь».

Далее дети сами определяли развитие сюжета игры. Ни у кого не оставалось сомнения в том, что первоочередное право на пользование вертолетом получает тот, кто спешит на помощь.

Игра не прекращалась в течение длительного времени. Несколько раз вертолет и самолет заправляли горючим. Дети смоделировали бензовоз, стали обсуждать, куда заливать горючее, где находится бак с горючим.

Таким образом, знания повлияли на характер взаимоотношений детей, обогатили игру. Вечером детям не хотелось уходить домой, так их заинтересовала игра. Дети рассказывали родителям об интересных игрушках, просили их подождать «еще немножечко». Новая игра объединила детей.

Категория: Страница логопеда | Добавил: admin (17.11.2014)
Просмотров: 1211
Всего комментариев: 0