«Муха села на варенье…»
Все помнят, как заканчивается шутливый стишок. Но мир поэзии безграничен.
Знание стихов обогащает словарь ребенка, вырабатывает навыки правильного произношения слов и фраз, воспитывает культуру речи. Заучивание стихотворений – испытанный прием развития речи. Если ребенок старшего дошкольного возраста испытывает трудности в заучивании стихотворений, необходимо познакомить его с несколькими методами, облегчающими процесс.
- Постепенно увеличиваем объём заучиваемого материала. Метод позволяет сделать процесс заучивания легким и непринужденным. Каждый раз должен заучиваться такой объём информации, который можно запомнить чуть ли не «с первого предъявления». Начинать нужно всегда с прочтения стихотворения – от начала до конца. Затем заучивается первая строка:
взрослый её читает и просит ребенка повторить. Желательно повторить несколько раз подряд, затем сделать небольшую паузу и повторить ещё раз. Для запоминания это важно, и хорошо, если бы взрослый показал малышу, как это делается. Далее взрослый читает вторую строку и просит сделать то же самое. После паузы просите малыша повторить обе строки – первую и вторую, они также повторяются несколько раз. Затем читается следующая строка и т.д. Лучше овладевать этим способом на стихотворениях, состоящих из четырех строк. В этом случае ребенок «обречен» на успех, ему понравится способ запоминания, и он не побоится взяться за более «твердый орешек».
- Переводим словесную информацию в образную форму. Стихи сотканы из образов и метафор, поэтому сделать это не очень трудно. Метод может применяться одновременно с первым – или без него. В обоих случаях важным является следующее. Попросите малыша во время прочтения и повторения каждой строфы закрывать глаза и представлять себе её смысл в виде образов, как если бы он смотрел мультфильм или картинку. Чтобы образы были максимально яркими и конкретными, используйте какие-нибудь реальные рисунки. По мере увеличения количества заучиваемых строк образы должны постепенно выстраиваться в соответствующей сюжету последовательности. Неизменной, однако, должна оставаться последовательность образов и их основное содержание. Такое упражнение является очень интересным, эмоционально насыщенным и, безусловно, крайне полезным, способствует развитию не только образной памяти, но и репродуктивного воображения.
- Пересказываем стихи своими словами. Читается все стихотворение, и ребенок рассказывает, о чем в нем говорится, кто действующие лица, что они делают, как выглядят. Можно помочь малышу наводящими вопросами. Цель «пересказа» в том, чтобы ребенок как можно глубже проник в смысл того, о чем говорится в стихотворении, установил различные смысловые связи между элементами текста. Такая смысловая обработка материала тоже значительно облегчает его последующее запоминание. Желательно обучить ребенка всем трем методам, чтобы в дальнейшем он мог использовать их одновременно. Лучше соблюдать такую последовательность: сначала читается все стихотворение, потом оно «пересказывается» и только после этого заучивается по строкам с параллельным «переводом» текстовой информации в образную форму.
|