Главная » Статьи » Родителям » Виртуальный детский сад

Советы логопеда молодым родителям.

Автор: учитель-логопед

 Н.Г. Филимонова.

 

Даже если вы молчаливы от природы — всё равно говорите с малышом. Ребёнок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним. Все свои действия сопровождайте словами!
Озвучивайте любую ситуацию — но только если вы видите, что ребёнок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.
Говорите просто, чётко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу
Повторяйте помногу раз одно и то же слово, или  фразу: но в этом случае — меняя порядок слов  «Котик спит, спит наш котик». Это позволяет ребенку легче услышать и понять: фразы делятся на слова. 
Не употребляйте слишком длинных фраз. И не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов. 
Очень важно, чтобы ребенок, постигая, узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его, то есть — изучать различными способами. Если вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз – коротко, четко, выразительно. Как бы несовершенно ваш ребенок ни говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт. Даже если он вообще еще не говорит, чаще вовлекайте его в несловесный диалог, «приветствуя и одобряя» любой ответ: жест, выразительный взгляд, вокализацию. Поддерживайте его стремление общаться!
Если лепет малыша разнообразен, старайтесь обогатить его, предлагая ему цепочку слов с другими согласными: дя-дя-дя, да-да-да, ма-ма-ма, ба-ба-ба, бя-бя-бя; с другими гласными: ба-бо-бу-би-бе. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел повторять их.
В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет один или вместе с вами, выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. 
Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички «ау-ау»). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-либо слова для того, чтобы игра состоялась. Знайте: побуждаете не вы, а ситуация.
Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его – это пассивный словарь; говорит – это активный. Активный словарь может быть ещё совсем мал. Но если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем он перенесет в активный словарь то, чему вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. 
Старайтесь ввести в его пассивный словарь названия вещей, которые его окружают, имена вещей и существ на картинках в книжках и, конечно, имена родственников и всех близких людей. Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев руки. Моторика, тесно связана с развитием речи. Лепка, рисование, «пальчиковый театр», игры с мелкими предметами – все это поможет развитию речи; а в будущем – и письму. 
Для детей, которые поздно начинают говорить, очень полезно использовать слова типа «бух», «ням-ням», «дай», «ав-ав» и другие короткие слова, состоящие из одного или двух коротких слогов. Эти слова основаны на звукоподражаниях, легки для усвоения и облегчают ребенку начальные стадии вхождения в речевую стихию. Потом они уйдут сами собой, стану ненужными, но пока не пренебрегайте ими, сейчас они нужны вашему ребенку.
Читайте, читайте, читайте. Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребёнку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это, возможно, постарайтесь разыграть стихотворение – покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем пробуйте не договаривать последнее слово каждой строки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринять ритм и воспроизвести его.
Будьте терпеливы, снисходительны и… осторожны.
Если ваш малыш неверно произносит какой-либо звук, никогда не смейтесь. Не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово правильно, стараясь перехватить взгляд ребенка. Возможно, он сможет повторить за вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы! Он обязательно повторит за вами, когда придет время. Он учится и на собственных ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с вашим. Но не слишком фиксируйте внимание на неправильном произношении – это может вызвать обратную реакцию.
 Не забывайте активно радоваться его успехам. Чаще хвалите своего малыша!

Категория: Виртуальный детский сад | Добавил: admin (27.09.2016)
Просмотров: 449
Всего комментариев: 0