Главная » Статьи » Родителям » Родительский университет

Занимательные упражнения для развития навыков чтения
Чтение — сложный психофизиологический процесс, осуществляемый в результате совместной деятельно­сти зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов и включающий зрительное восприятие, узнавание и различение букв. На основе восприятия зрительной модели слова и последующего соотнесе­ния буквенных значков со звуками воспроизводится слово, а затем звуковой образ соотносится со значе­нием, т.е. происходит понимание читаемого.
Одна из основных задач нашей программы— научить воспитанников правильно и осмысленно читать доступный их пони­манию текст.
Обучение чтению детей тре­бует использования дополнительных упражнений и приемов для развития навыков чтения и интереса к нему.
Для овладения правильным чтением ребенок дол­жен запомнить графический образ буквы. Для этого используются упражнения:
1)  обводка пальцем контура выпуклых рельефов букв;
2)  дермолексия («рисуем» на ладони ре­бенка букву, а он должен опознать ее);
3)  подбор картинок (на что похожа буква?) для лучшего запоминания буквы, ее конфигурация дол­жна быть сходна с предметом, название кото­рого начинается с изучаемого звука.
Для закрепления изучен­ных букв применяются уп­ражнения.
1. «Сколько здесь букв?».
2. «Буквы сломались. По­чини».
3. «Городок букв» — для закрепления умения разли­чать гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки. Здесь каждая буква «живет» на своей «ули­це» и имеет «дом» своего цве­та. Все гласные находятся в «домиках» с красными кры­шами, согласные — в «доми­ках» с синими крышами и т.д. Кармашки заполняются по мере прохождения букв.
С помощью «Городка букв» проводятся различные игры: «Кто живет на этой улице?», «Какого цвета наш дом?».
Игра «Гости»
Взрослый: Сегодня мы от­правимся в «гости» к буквам. Вот перед нами домики с кры­шами красного цвета. Спроси­те у букв: «Почему у вас все крыши красные?»
Буквы. Потому что мы... ( гласные ).
Взрослый: Идем дальше. Пригласила нас буква Н в до­мик, а там уже сидит буква А. Взялись буквы Н и А за ручки и образовали слог НА. (Показывает карточку со слогом НА.)
Дети читают.
Когда алфавит усвоен, основные усилия сосредотачиваются на фор­мировании и автоматизации навы­ков слогослияния. В форме занима­тельных упражнений выполняется чтение обратных и прямых слогов.
Модель «Колобок»
Э                      А
            П
Ы                    О
            У
Прочитай сло­ги в прямом и обратном вари­анте:
1) aп, оп, уп, ып, эп;
2) па, по, пу, пы, пэ;
3) апа, опо, упу, ыпы, эпэ. Так со всеми согласными буквами.
Использование таких уп­ражнений помогает детям лег­ко сливать прямые и обратные слоги, дает возможность по­нять и бегло читать их, лучше запоминать слоговую структу­ру при частом повторе.
Далее отрабатываются сло­ва (таблица со сло­вами используется так же, как и со слогами).
КУСТ     КРАН    МОСТ
БРАНЬ   ПЛОТ            ДОЖДЬ
КОСТЬ   СВЕТ    СТУЛ
ТОРТ     СТОЛ    БИНТ
Слоговые таблицы можно использовать по-другому. Я назову слова, а вы отыщите в таблице сло­ги, из которых они состоят, в правильной последовательно­сти.
ТЫ ШО ВЫ ЛО ТА ПА — камера, колесо, барыня.
ЛИ ГИ РА СЫ РЫ ХО — хорошо, сирота, канаты, вера.
ЖИ ME ВИ ЛЕ НЫ СА — кора, раковина, гора, вино.
КИ КА ГО НА БА РЕ — пора, берега, пара, дыра.
ГА КО BE ДЫ ЛЮ ЦА — сапоги, пироги, волосы.
СО ПО МУ НО НЯ ПИ — ворота, высота, лимоны.
БЕ СИ РО ВО ЯБ МО — лисица, яблоки, яблоня.
Наблюдения показали, что эта работа заинтересовывает ребят и приносит реальные результаты. Постепенно дети не только усваивают технику слогослияния, но и накапли­вают словарь слогов и слов.
Воспитанникам трудно дается чтение странички учебника без предварительной подготов­ки, поэтому сначала необхо­димо знакомство со слогами и словами, которые встретятся в тексте. Для такой подготов­ки используются различный наглядный материал и игро­вые приемы.
1. Игра «Волшебная табли­ца», из букв и слогов которой можно составлять различные слоги и слова.
 
 
 
М
С
X
Ш
Л
Н
а
ма
са
ха
ша
ла
на
0
мо
со
хо
шо
ло
но
2. Упражнение «Чтение родственных слов».
Кукуруза. Кукурузочка. Кукурузища. Кочерыжка.
Вопросы и задания
Прочитай слова. Объясни значение этих слов. А сейчас посмотри вни­мательно на слова и исключи­ лишнее слово. Почему ты исключил это слово?
К оставшимся словам (ку­куруза, кукурузочка, кукуру­зища) подберите «родственни­ков».
Как называются палочки, приготовленные из кукурузы? (Кукурузные.)
Чтение групп слов, в ко­торых слоги со стечением со­гласных получаются путем наращивания второго согласно­го к одному и тому же звуку. Например, из текста слова снежки, снегопад, специ­альный, скорый, скользко, случилось выписываются таким образом:
С-НЕ-СНЕ-СНЕЖ-КИ-СНЕЖКИ
С-НЕ-СНЕ-СНЕ-ГО-ПАД С-ПЕ-СПЕ-СПЕ-ЦИ-АЛЬ-НЫЙ
С-КО-СКО-СКОЛЬЗ-КО С-КО-СКО-СКО-РЫЙ-СКО-РЫЙ
С-ЛУ-СЛУ-СЛУ-ЧИ-ЛОСЬ
Воспитанники прочитывают, следя за указкой, со­гласную букву, потом слог, включающий эту букву, затем читают слово по слогам, а не­которые слова — целым сло­вом.
В тренировку в чтении можно включить разно­образные приемы чтения.
Прием выборочного чте­ния дает возможность варьи­ровать задание.
Прочитай отры­вок, ориентируясь на иллюст­рацию.
Рассмотри рисунок. Подбери к нему предложение из рассказа.
Ребятам очень нравится наблюдать за чтением друг друга. Для организации таких наблюдений используются та­кие приемы:
—медленное чтение взрослого, когда ребёнок следит по книге. Взрослый в любой мо­мент может остановиться и попросить ребенка продол­жать чтение;
—сопряженное чтение, ког­да текст начинает читать взрослый вместе с ребёнком, затем на время он за­молкает, а ребёнок продолжа­ет читать сам;
—контроль детей за чтением товарищей с последующим сообщением количества до­пущенных ошибок;
—мнимое слово — взрослый в ходе чтения произносит слово неправильно, ребёнок прерывает чтение и исправ­ляют его. Этот прием при­влекателен для детей тем, что они имеют возможность поправить самого взрослого, что поднимет их собствен­ный авторитет и придает уверенность в своих силах.
С целью формирования умения беглого чтения мож­но использовать специальные упражнения и игры.
 «Бегущая лента» — че­рез отверстия в картоне про­тягивается полоска, на кото­рой записаны слоги и слова. Надо успеть прочитать и за­помнить их.
Поиск второй половины слова:
 
КОС-НИЧИЙ
ЛЕС-ТА
ПАР-МОС
МО-ЗА
РО-ВОК
СО-ТОР
КО-НА
ГО-СА
ВЕС-РОД
Данный прием необходимо использовать при повторном чтении, чтобы у детей не пропадал интерес.
Приемы работы для фор­мирования беглого чтения при повторном чтении текста:
—чтение шепотом, затем громко, затем про себя;
—чтение в темпе скороговорки;
—с убыстрением темпа;
—выборочное чтение;
—чтение с эстафетой;
—с заданием;
—жужжащее чтение;
—чтение по знаку — подго­тавливается два набора цвет­ных полосок: один — для взрослого, другой для детей. Взрослый поднимает полоску определенного цвета, чита­ет тот ученик, у которого по­лоска такого же цвета.
Осознанность чтения — ос­новное качество, при овладе­нии которым достигается наи­более полное понимание ин­формационной и смысловой сторон текста. В раз­витии этого навыка чтения ог­ромную роль играют следую­щие виды работы:
- подготовка детей к восприятию тек­ста,
- словарная работа,
- чтение текста детьми,
- анализ прочи­танного,
- пере­сказ.
Наряду с этими видами ра­бот используются логические упражнения, которые разви­вают речь, внимание, мышле­ние, наблюдательность, смыс­ловую догадку, творческие способности.
1. Найди четвертое слово. Даны три слова. Первые два находятся в определенной свя­зи. Между третьим и одним из предложенных трех суще­ствует такая же связь.
парикмахер — прическа; пекарь — ... (пекарня, хлеб, мука);
школа — обучение; больни­ца — ... (доктор, лечение, боль­ной);
нож — сталь; стул — ... (вилка, дерево, стол);
лес — деревья; библиоте­ка — ... (город, библиотекарь, книги);
утро — день; зима — ... (мо­роз, весна, день).
2.       Найди лишнее: букву, слог, слово.
/А У Р О Ы/ /МА РА ЛА НЫ ТА/ /КУ НА ДЫ ТИ ЛО/
РЕКА, РЕЧКА, РУЧЕЙ, РУЧКА, РУЧЕЕК.
Работа с деформированными текстами, предложениями, неоконченными рассказами
1. Составить текст (переста­новка предложений). Дети долж­ны составить текст из данных предложений.
Дети устали. Костя и Толя ушли в лес. Они стали пить воду. Костя и Толя сели под ель.
2.Составить предложения из данных 3—4 слов.
Идут, школу, в, дети. У, сумки, них. Книги, тетради, там, карандаши, ручки.
3.Закончить рассказ.
Забота о птицах
Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу...
 
Работа с текстом учебника
1.Прочитать заголовок. Определить, о чем пойдет речь в этом рассказе.
2.Прочитать первую часть текста. Придумать, чем закончится  рассказ.
3.Подчеркнуть непонятные слова, объяснить их.
4. Подобрать заголовок:
- доказать, что заголовок, выбран правильно;
- выбрать заголовок к тексту из предложенных;
 
Для выработки правиль­ного речевого дыхания:
 
—упражнения для разминки (по методике А.Г. Ипполитовой):
·     вдох и выдох носом;
·     вдох носом, выдох ртом;
·     вдох ртом, выдох носом;
·     вдох и выдох ртом;
·     прочитай на одном выдохе: АОУЫИ; ОУЫИА.
Для работы над голосом
(регулировки его силы, тем­па, высоты):
—для знакомства с буквой закрепляется произноше­ние звука: произнеси звук [а] с усилением и ослабле­нием голоса, подними и опусти по ступенькам звук [о], повышая и понижая голос;
—хоровое чтение. 
Материал подготовила учитель-логопед И.А. Грицай
Категория: Родительский университет | Добавил: admin (24.11.2014)
Просмотров: 1341
Всего комментариев: 0