Главная » Статьи » Родителям » Родительский университет

ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ДЕТИ

 «Какое горе-телевизор! Вечные конфликты с детьми, которые готовы сидеть всё свое время у телевизора, которые перестают читать, ибо телевизор вытесняет книги…» 
 «Какое счастье – телевизор! Как он расширяет кругозор и детей и родителей. Сколько общих интересов рождает, от скольких хлопот спасает: не нужно ходить с детьми в кино, например. Он часто заменяет детям родителей – во всяком случае, по части информации». 
     - Какое из этих высказываний поддерживаете вы? (ответы родителей);
    - Как можно эффективно использовать телевидение в воспитании детей?;
     - Следует ли ограничивать время просмотра младшими школьниками телепередач?
     Почему?
     - Нужно ли заранее выбирать телепередачи для просмотра детьми?
     Современный ребенок практически не представляет своей жизни без голубого экрана. Герои и образы телевизионных передач – вполне реальные образы его детства. Он обращается с телевизором и компьютером свободно, чем с книгой: книгу надо научиться читать, а телевизор надо только смотреть и слушать. И если в школу дети приходят новичками, еще не умеющими читать и писать, то зрители они уже довольно опытные.
     Телевидение воздействует на младшего школьника, выступая мощным двигателем его воспитания и развития. Для большинства детей телевидение стало большим другом, помогающим узнать много нового  и интересного. Однако родителей огорчает то, что дети тратят на телевизор много времени, смотрят передачи и для детей, и для взрослых. Когда же мы пытаемся ограничить их сидение у телевизора или компьютера дети сердятся на нас, идут на компромиссы. Они делаются враждебными, вынуждают спорить с ними и даже угрожать им. Многие ведут себя так, словно наступит конец света, если они не смогут смотреть телевизор каждый день. Отчего же это происходит? Причин много и первая из них – это то, что телевидение доступно. Достаточно нажать кнопку, чтобы получить любое зрелище. Усилий не требуется. Далее: телевизионные сказки доставляют детям большое удовольствие. Они позволяют им с легкостью фантазировать, мчаться на коне, преследуя бандитов и т.д.. Кроме того, сериалы, которые повторяются очень часто, заставляют их регулярно смотреть телевизор, чтобы узнать, чем же закончится та или иная история.
Так завлекает ребят сам телеэкран. Но большая ответственность лежит и на родителях, который сами создают привычку постоянно смотреть телевизор.
     Мы делаем это:
     А) когда сами часто смотрим все подряд, отключаясь от реального мира. Дети хотят разделить наши привилегии и подражают нам. Кроме того, они так же любопытны, как и мы.
     Б) когда мы ленимся и радуемся: пока дети сидят у экрана, они спокойны и нет нужды заниматься ими. Так мы сами потакаем им, подсказываем, как найти себе новое занятие, и успокаиваемся, раз они довольны.
     В)когда используем телевидение или компьютер как награду или наказание. Чтобы посмотреть ту или иную передачу, дети спешат поскорее сделать все дела. Родители пользуются этим пристрастием ребенка, чтобы заставить его сесть за уроки, заставить выполнить домашнюю работу или своё распоряжение. Они говорят: «Не  сделаешь – не разрешу смотреть телепередачу». Ребенок выполняет наше приказание. Однако, чтобы он не делал, его мысли поглощены предстоящей передачей, стремлением любой ценой получить право смотреть телевизор или играть. Это наносит очевидный вред воспитанию, мешая формированию добросовестного и ответственного отношения к труду и учению.
     - Когда же телевидение для ребят нужно?
Когда оно расширяет границы опыта, показывая края и людей, которых без него не увидели бы.
     Когда оно вызывает на размышление, учит ребят думать, спорить, соревноваться и предлагает собеседников умных, оригинально мыслящих людей.
Признавая несомненную пользу, которую может оказать телевидение в воспитании детей, необходимо помнить, что эту пользу надо ещё суметь извлечь. А для этого важно представить себе, какое место в режиме дня должен занять просмотр телепередач. Для младшего школьника – это 3-4 передачи в неделю. Далеко не все отцы и матери согласятся с этим требованием и признают его целесообразным. Наши дети смотрят 4-5 передач в день. Длительный просмотр телепередач плохо влияет на нервную систему и зрение детей. Нервная система часто не выдерживает большой эмоциональной нагрузки, повышенной чувствительности к мелькающему свету. Особенно это относится к детям ослабленным, впечатлительным.
     Многие родители могут сказать: «Я целый день на работе и не вижу, чем мой ребенок занимается дома». Но мне кажется, что каждый из вас должен пользоваться у своего сына или дочери авторитетом. И слово отца  или матери должно для них быть законом. Этого, конечно, не будет, если родителей не интересует режим дня их детей. Если не отведены определенные часы для прогулок и игр, для уроков, чтения книг и просмотра передач. И ребенок, который смотрит фильмы после 9 часов вечера, не успевает хорошо отдохнуть. На уроки он приходит вялый, несобранный. Учителя слушает невнимательно, ответы часто дает невпопад.
     Лучший способ предотвратить обыкновение часами смотреть телевизор – это самим оставаться самым привлекательным объектом в доме. Существует огромное множество игр, сказок, забав, которыми можно занять детей в конце дня. Если мы пренебрегаем этим, то телевизор винить не в чем. Виноваты мы в том, что дети отталкивают нас, стремясь посмотреть передачу. Как бы в дальнейшем они не пренебрегали нами и в других случаях.
     Какие же передачи должны смотреть наши дети? Очень важно, чтобы родители вместе с детьми просматривали программу телепередач на неделю и отмечали те передачи, которые будут дети смотреть. Предлагайте просматривать то, что доступно для понимания ребенка. Сейчас в эфире очень много передач, которые ребята смотрят с большим удовольствием – «Звездный час», «Устами младенца», «Поле чудес», «В мире животных» и многие другие. Младшим школьникам можно смотреть и телепередачи для взрослых, но только те, которые имеют большое воспитательное значение: знакомство с музыкой и искусством, передачи, воспитывающие любовь к природе, интерес к спорту, к прошлому нашей Родины. Это помогает не только расширить кругозор ребят, но и сформировать их индивидуальные интересы.
     Однако, если вы не будете стремиться обсуждать с детьми увиденное, то усвоение новых сведений и фактов представит для них определенные затруднения. Большинство детей уже через 2-3 дня не могут рассказать о содержании передачи, которые смотрели, так как они с трудом самостоятельно осмысливают полученную информацию, с трудом может определить и выразить свое отношение к тем фактам и событиям, о которых он узнал из передачи. Хочется верить, что каждому из вас важно знать, что ребенку  понравилось, что он заполнил, что понял, что произвело на него сильное впечатление. А дети надолго запоминают передачи, которые смотрели всей семьей. «Мне очень нравится, когда по выходным дням мы в сей семьей смотрим мои любимые передачи. Я успеваю смотреть телевизор и наблюдать за папой и мамой. Хочется, чтобы они разделяли мои увлечения, смеялись вместе с моими любимыми героями, переживали за них. Выходные дни я жду с нетерпением». К сожалению, таких примеров немного, так как дети представлены сами по себе, и смотрят не только познавательные и развивающие программы.
     Мало пользы и плохое воспитание воздействие оказывают на ребят видеофильмы, которых нынче показывают «великое множество». Фильмы ужасов, боевики, насыщенные бранными словами, развивают наших детей вовсе не в хорошую сторону. И опять строки из письма, но уже взрослого человека. Оно было напечатано в газете «Культура» под заглавием «Опомнитесь!»
     «….Эти фильмы смотрят, прежде всего, дети! Фильмы ужасов, где вырывают языки, выдавливают глаза, перепиливают электропилой, скармливают людей крокодилам, стали духовной пищей, вернее, духовной жвачкой наших детей. Почему у нас не ставятся возрастные ограничения, ведь в той же Америке, чьей второсортной продукцией снабжают нас кинопрокатные организации, возрастные ограничения ставятся даже на видеофильмах. Когда-то практиковалось и у нас. Сейчас же неограниченная «Свобода»; даже с эротических фильмов стыдливо снята  табличка «детям до 16», не говоря о фильмах ужасов. Кино теперь – пусть и не самое важное, но самое эффективное и доходчивое зрелище. И оно уже не станет видом искусства, так как подросток и не пойдет на фильм, если там никого не убивают, не калечат. Что же дальше? Взрослые, опомнитесь!»
     Эти слова возмущенного человека способен понять и осмыслить любой из нас, так как они сказаны от души, в которой скопилась боль за своих детей, страх за их будущее, стыд за наше настоящее. Даже на взрослого человека фильмы ужасов производят отрицательное воздействие, будоражат его нервную систему. А дети? Они по утрам, идея в школу, с увеличением рассказывают друг другу о просмотренном фильме, используя  «нецензурные» слова и выражения. И не хочется верить, что слышишь эти слова  от 8-10 летнего ребенка, который на уроке не умеет самостоятельно, четко и ясно выразить свою мысль обыкновенным русским языком. Детям нравятся герои «импортных» фильмов и они мало говорят о тех добрых и поучительных сказках, которыми в детстве увлекались  мы с вами.
     Недавно я присутствовала на уроке ИЗО, тема которой была «Мой любимый телегерой». Из  20 учащихся этого класса ни один не нарисовал героя из какой-либо русской сказки. Это были портреты – рисунки чудовищ, со злыми лицами, злобными глазами, увешанные цепями, шпагами и пистолетами. Всё это говорит само за себя.
А сейчас ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: - В видеофильмах, которые вы смотрите вместе с детьми, часто слышаться бранные слова и показывают фрагменты секса. Какова ваша реакция? (ответы зала).
     - Вы сейчас увидите, как ответили на эти вопросы учителя и родители. - Какими вырастут наши дети? Что их будет интересовать в жизни? Чем они будут увлекаться? Все это полностью зависит от нас – взрослых, от того как мы воспитывали своего ребенка, начиная с пеленок.
     За все школьные годы дети проводят в среднем 15.000 часов у телевизора, из них видят 13.000 сцен насильственной смерти.
                                                                      Воспитатель: Тупик Л.В.

Категория: Родительский университет | Добавил: admin (24.02.2015)
Просмотров: 510
Всего комментариев: 0