Главная » Статьи » Родителям » Родительский университет |
Некоторые считают, что любовь – это слишком серьезно. У детей ведь таких чувств просто быть не может… Могут ли совсем крошечные мальчики и девочки влюбляться друг в друга? И если да, то хорошо это или плохо? И как нам, взрослым, относиться к такого рода нежным чувствам? Категорически запрещать? Поощрять? Не обращать внимания?
Барышня и хулиган…
Степа даже для своих 6 лет очень маленький, худенький, смешной вихрастый мальчишка с лицом в веснушках. Он из гиперактивных детишек: вечно возбужден, куда-то мчится с горящими глазами. Степа умный мальчик, но он не способен даже на минуту сосредоточиться на чем-то одном и потому все еще плохо читает. Говорит же так, словно во рту у него каша, хотя словарный запас имеет немалый. Ту же группу детского сада посещает, очень хорошенькая белокурая Алиночка. Она послушная, тихая, и весьма способная. Эта девочка уже прекрасно читает и считает, у нее хорошо поставленная внятная речь. Собственно, Степа никогда не был удобным ребенком. Однако в подготовительной группе обнаружилась особая проблема. Наш герой стал всячески терроризировать Алиночку. Он, например, постоянно у нее что-то отбирает. Причем ему, видимо, совершенно не важно, что это за предмет: расческа, зеркальце, пупсик, цветной карандаш. Понятно, что мальчику самому такие вещи не нужны: он заберет, а потом куда-нибудь забросит. Но никогда не признается, не отдает «награбленного» и не просит прощения. На прогулке Степа часто толкает Алину, бросает в нее снежками. При этом он с Алиной никогда не разговаривает, хотя по натуре очень общителен. Степа всю свою жизнь, с тех пор как ходит в садик, получает кучу замечаний и выговоров, но прежде он всегда отличался покладистостью. Сколько его не ругай, он не обижается, охотно исправляет свои ошибки, а если и совершает тот же поступок снова, то только по забывчивости и от легкомыслия. Когда мальчика бранят за приставания к Алине, он ведет себя иначе: не смотрит взрослому в глаза, ничего не отвечает, становится замкнутым, упрямым. Степа не реагирует на замечания и ничего не меняет в своем поведении, даже если ему угрожает строгое наказание. Уж мальчика и в угол ставили, и даже без прогулки оставляли – бесполезно. Степа и Алина живут в разных дворах. Однако мальчик, иногда с кем-то из приятелей, приходит в чужой двор, где гуляет Алина, и также терроризирует ее. Родители вынуждены были договориться, чтобы, когда Степа гуляет, девочка оставалась дома. Вообще, Степина мама так устала от его поведения, что хочет забрать сына из садика, хотя до школы ему еще несколько месяцев.
Простой интерес
В том же самом садике, в средней группе однажды возникла такая проблема: дети перед тихим часом в отсутствие воспитателя демонстрировали друг другу как раз те части тела, которые обычно принято скрывать. Причем делали это и мальчики и девочки. Кончилась эта история тем, что детей отругали и стали за ними постоянно следить. Что привело к ухудшению отношений между воспитательницами и детьми. Между тем в обоих случаях взрослые явно переусердствовали. Такое поведение малышей естественно, и его нельзя считать плохим. Сразу оговоримся: второй эпизод (с демонстрацией друг другу своих гениталий) никакого отношения к нашей теме не имеет. Это просто проявление естественного любопытства, в котором нет ничего «эротического». То, что дети не стесняются друг друга, как раз и говорит о полном отсутствии «эротических стремлений». Им просто интересно, как они устроены. Ребенок ведь может с не меньшим увлечением рассматривать и собственные половые органы. Пока в душе малыша нет особой тяги к противоположному полу и какому-то отдельному его представителю, он может вести себя как Адам и Ева в саду Эдема: ничего не стесняться. Появление стыдливости знаменует определенный этап в эмоциональном и личностном развитии: теперь ребенок уже ощущает себя Мальчиком или Девочкой, чувствует, а может быть, и знает, что между мальчиками и девочками возможны какие-то особые, таинственные, отношения. Впервые загоревшийся в душе малыша «угрюмый огонь желанья», со взрослой точки зрения может проявляться в странных формах. Например, Степиной маме трудно поверить, что ее сын ВЛЮБЛЕН в Алиночку. Хотя именно так и есть. Влюбленность – а это ТЯГА к одному определенному представителю противоположного пола – у детей, как и у взрослых, тоже проявляется в повышенном внимании к своему «предмету». Но ребенок еще не умеет ухаживать, не знает, как выразить свои чувства, боится, как сказала одна моя 5-летняя знакомая, «оплошаться». Интересно, что мальчики обычно гораздо стеснительнее девочек Вот почему внимание мальчика к девочке может носить такой странный и очень неудобный для нас, взрослых, характер. Однако это не враждебность, не неприязнь, а именно ВЛЮБЛЕННОСТЬ! Обратите внимание, что я рассказал только о поведении Степы. А как же Алина? Она ведь не только объект оригинальных ухаживаний, но и самостоятельная личность! Как себя ведет она? Когда Степа обижает Алину, она жалуется воспитателю. Однако, с тех пор как Степа стал ее терроризировать, она как-то ожила, выглядит более энергичной и уверенной. Когда же родители перестали пускать Алину во двор, когда гуляет Степа, даже закатила маленький скандал, чего, кстати, раньше за ней не водилось! Ей, видите ли, хочется гулять как раз одновременно со Степой! Думаю, тут все понятно: Алине ухаживания Степы вне зависимости от формы их проявления доставляют немалое удовольствие! «Первая любовь» у разных людей наступает в разном возрасте. Например, Степа с 4,5 лет занимается музыкой. Это развило в нем тонкость чувств. И вот результат – такая ранняя влюбленность.
Кто виноват?
Проявляется «любовь в коротких штанишках» тоже совершенно по-разному. У тихого, замкнутого, но эмоционально развитого и впечатлительного мальчика (или девочки) «нежное чувство» может проявляться не в приставаньях, а как раз в избежании своего «предмета». Степу любовь побуждает к активности, а кого-то – к пассивности, к уходу в себя. Впрочем, то же можно сказать и о взрослых. Понятно, что «стратегия поведения» у мальчиков и девочек разная. Девочка может чисто по-женски стремиться привлечь к себе внимание, фактически провоцируя мальчика на агрессивное поведение по отношению к себе. Им это, как правило, удается ведь эмоционально, а часто и интеллектуально девочки от 5-6 до 15-16 лет заметно опережают мальчиков. После чего следует то самое «агрессивное» поведение – и неминуемое наказание. Разумеется, оно переживается «преступником» как величайшая несправедливость, поскольку он чувствует: ОНА виновата не меньше. Но ЕЕ не наказывают, а наказывают только его, так как ее поведение скрыто или не считается взрослыми поступком. Мальчик же все сделал явно и открыто. Так что же нам делать с детскими влюбленностями? Может быть, раз и навсегда запретит? Но это значило бы запретить детям взрослеть. «Первая любовь» - важный этап взросления ребенка, познания себя и человеческих отношений. Очевидно, что малыша нужно понять и не мешать ему растиПусть даже в данный момент этот человеческий рост выражается в труднопереносимых нами формах. В развитии бывают кризисы, это известно. Гладкого, удобно-благополучного развития нет и быть не может. Но ведь мы же не хотим, чтобы наши дети вообще не развивались?
Побеседуем
Влюбленность все же лучше, чем ее отсутствие. Она дает ребенку важный эмоциональный опыт. Кроме того, влюбленность (в отличие от любви) – состояние временное. Можно и потерпеть, мы же взрослые люди. Но это не значит, что надо просто пассивно наблюдать «процесс» и ничего не делать. Верно, что не стоит ругать и наказывать. Есть и другие методы воспитания! Почему бы не попытаться научить ребенка проявлять внимание и принимать его? Только наши беседы не должны быть похожи на нотации. Можно, например, почитать главы из книги Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей», где рассказывается о взаимоотношениях Незнайки и Синеглазки, обсудить поведение героев. Важно не просто сообщить малышу как «правильно себя вести»: это на детей не действует, поскольку они чувствуют, что «правильное» - это то, что нужно нам, взрослым, а не ему, ребенку. Лучше просто рассказать о возможных вариантах поведения После чего резонно спросить малыша: «А тебе как больше нравится?» обычно дети сами предпочитают – по крайней мере теоретически – то поведение, которое мы считаем хорошим. Попробуйте объяснить маленькому влюбленному, что чувствует его «пассия». Дети не умеют понимать других людей. Помогите малышу встать на иную точку зрения, «влезть в шкуру» другого человека. Степе, например, следовало бы объяснить, что Алине приятно его внимание, но вовсе не приятно, когда брошенный им снежок попадает ей за шиворот. Наконец, можно воспользоваться особым состоянием ребенка, чтобы поучить его ЛЮБИТЬ. То есть быть деликатным, понимать, заботиться, приносить радость. Дети обычно стесняются своих чувств. Но ведь можно что-то подарить тому, в кого ты влюблен, тайно. Так чтобы никто не знал! А что подарить? Надо же знать, что она (или он) любит! Вообще всем своим поведением взрослый должен показать малышу, что считает его состояние НОРМАЛЬНЫМ, понимает и даже ОДОБРЯЕТ его. То, что с ребенком происходит, совсем не плохо. Дети нуждаются в нашей поддержке. И если получают ее, кризис первой любви проходит не так болезненно.
Живой источник
«Первая любовь» - очень трудный, но одновременно и радостный этап человеческой жизни. Случаются в детстве такие впечатления и переживания, которые влияют на всю жизнь. Педагоги и психологи говорят, что детство должно быть «ресурсным местом», откуда человек всю последующую жизнь мог бы черпать уверенность в себе, радость и силы для преодоления трудностей. И первая любовь может сыграть в этом немалую роль.
Что делать родителям, если ребенок влюбился?
1. Малыш особенно нуждается в понимании, терпении, одобрении с вашей стороны. Хотя одобрение может не касаться отдельных его поступков, но детские чувства нужно уметь принять и одобрить. 2. Ребенок растет, взрослеет – и это хорошо. 3. В то же время ему сейчас трудно, он особо чувствителен, поэтому нельзя в такой период ни ругать, ни наказывать. 4. Влюбленность хороший повод, чтобы научить малыша понимать другого человека, научить его «влезать в шкуру» другого. 5. Ребенку нужно помочь выразить свои чувства в социально приемлемых формах: учить быть деликатным, вежливым, дарить подарки – и все без назидательности. 6. Умейте отличить подлинное чувство от игры. Когда дети у всех на глазах обнимаются и целуются – это игра, такая же, как и игра в школу или в магазин. | |
Категория: Родительский университет | Добавил: admin (26.11.2014) | |
Просмотров: 480 |
Всего комментариев: 0 | |