Главная » Статьи » Родителям » Родительский университет

Безопасность дома. Воспитатель Бабич Т.В.

ОДИН ДОМА

В жизни каждого родителя наступает момент, когда он понимает: ребенка пора приучать к самостоятельности. С чего же лучше начать?

Решив, что настала по­ра отпустить ребенка в   свободное   плава­ние, любой родитель неизбежно столкнет­ся как минимум с двумя про­блемами. Первая - побороть страх ребенка оставаться дома одному и научить чадо забо­титься о себе, пока мама на работе. Вторая - обеспечить безопасность ребенка на ули­це. Разберемся с каждой из проблем по порядку.

КЛЮЧ ОТ КВАРТИРЫ

Любой маме хочется быть уверенной, что дома ребенок находится в безопасности и что любимое чадо справится и с приготовлением обеда, и с мытьем посуды, и с прочими бытовыми обязанностями. С чего же начать «посвящение» во взрослую жизнь?

ЧУВСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Неважно, в каком возрасте вы решитесь отдать ребенку «ключ от квартиры, где день­ги лежат», - в 5 лет, 7 или 10. Психологи считают, что ва­жен не возраст, а моральная готовность к самостоятель­ности.

Если же маленький чело­век отказывается находиться дома один, заставлять его нельзя. Стыдить, мол, «Ира из твоего класса уже два года сама из школы ходит, а ты у меня, как маленькая!» - то­же. Ваша задача - понять, почему ребенок постоянно хочет быть рядом со взрос­лыми. Причин такой «прилипчивости» несколько: от фобий и повышенной тре­вожности до элементарного неумения обслуживать себя. С последним справиться просто: купите микроволновку и покажите чаду, как разогревать в ней блюда. Па­ру кнопок ребенок точно сможет нажать без вашей по­мощи.                    

Сложнее решить психоло­гические проблемы. Скажем, страх одиночества может быть следствием страха пе­ред… сказками. Такое часто случается с детьми, которых стращали Бабой Ягой, Коще­ем и прочей нечистью. Ребе­нок вырос, в Бабу Ягу не ве­рит, но вот в подкорке страх остался, трансформировав­шись в боязнь одиночества…

В таких случаях лучше да­же не пытаться убеждать ре­бенка, что его страхи нелепы - не поможет. «Носители» фобий, как правило, пре­красно осознают, что их про­блемы надуманы. Однако, сколько ни уговаривают себя несчастные, что мыши не причинят вреда, при виде грызунов тут же падают в об­морок. Сколько ни убеждают в безопасности подземки, все равно испытывают жуткую панику в метро. Поэтому, ес­ли вы подозреваете у ребенка фобию, обязательно обрати­тесь к детскому психологу.

ЖИЗНЬ ПО РАСПИСАНИЮ

Ребенок должен четко пони­мать всю последовательность действий, которые ему предстоит выполнить. По мне­нию психологов, это позво­лит чаду чувствовать себя увереннее. А раз так, составь­те вместе с ним расписание. Например, с 14 до 15 часов - прогулка на школьном дворе. С 15 до 16 часов - обед и от­дых. С 16 до 18 часов - вы­полнение уроков. В 18.30 - урок музыки или театралка.

ПАМЯТКА НА КРАЙНИЙ СЛУЧАЙ

Ребенок должен владеть эле­ментарной техникой безо­пасности. Объясните ему, что нельзя оставлять плиту, утюг и другие электроприбо­ры работающими, а краны - текущими. Нелишне будет втолковать последователь­ность действий в случае воз­горания (пригнуться как можно ниже, закрыть нос и рот влажным полотенцем и бегом из квартиры!). Ре­бенку постарше можно дать более конкретные рекомен­дации. Например, если за­дымился телевизор, необхо­димо как можно быстрее выключить его из сети и на­крыть одеялом. Самыми большими буквами в вашу памятку безопасности нуж­но вписать пункт о том, что нельзя открывать дверь не­знакомцам. Именно дети ча­ще всего распахивают дверь мошенникам, представляю­щимся то работниками службы газа, то сантехника­ми, то сотрудниками мили­ции. Кстати, по закону вы имеете право не открывать дверь людям, одетым в ми­лицейскую форму (мошен­ники нередко устраивают та­кой «карнавал»). Можно спросить их фамилии через дверь, позвонить в отделе­ние милиции и выяснить, действительно ли у них рабо­тают такие сотрудники (у ребёнка всегда под рукой должны быть номера теле­фонов милиции, МЧС, «Скорой помощи» и пр.).

МОБИЛЬНИК-ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ

Нашим родителям и в го­лову не приходило сажать нас без нужды под домашний арест. Мы совершенно спо­койно гуляли одни и в 5 лет, и в 15. Но не потому, что взрос­лым было наплевать, где и с кем находится их чадо. Про­сто лет 30-40 назад в стране объективно была другая ситу­ация. То ли уровень преступ­ности ниже, то ли соседки бдительнее. И если последние замечали, что Ванька из со­седней квартиры рвет цветы на клумбах или пытается ку­рить в подворотне, тут же со­общали, куда следует. А имен­но - его родителям.

Сейчас все изменилось. Во всяком случае, в мегапо­лисах (в небольших городах и селах дети по-прежнему на­ходятся под присмотром взрослых). Согласно опро­сам, проведенным в Москве, 65% жителей не могут на­звать соседей своими друзья­ми, а 13% даже не знают, как выглядят живущие по сосед­ству. Вот и получается, что за пределами своей квартиры ребенок фактически оказы­вается предоставлен сам се­бе. Надо ли говорить, что это не просто опасно, а очень опасно - в критической си­туации он не знает, куда об­ратиться. Прибавьте сюда другие факторы риска: ожив­ленное движение на улице, обкурившихся подростков, бомжей, выныривающих из-за помойки. Как же научить ребенка заботиться о собст­венной безопасности?

1. Объясните чаду, что, прежде чем входить в подъ­езд, необходимо посмотреть по сторонам. В подъезде тоже важно сохранять бдитель­ность - немалая часть пре­ступлений    совершается в лифте. Нелишне напомнить азбучную истину: нельзя за­ходить в лифт с посторонни­ми людьми (если ребенок бо­ится показаться невежливым, пусть сделает вид, что берет газету из ящика).

2. В критический момент важно привлечь внимание окружающих. Пожалуй, луч­ше не просто кричать: «По­могите!» (к сожалению, мало кто сейчас обращает внима­ние на подобный возглас), а изо всех сил вопить: «Пожар!» На такой крик выскочат все.

3. Функции телохраните­ля можно возложить на… мобильный телефон. Ска­жем, попросите ребенка зво­нить в тот момент, когда он вышел из школы. Особо тревожные родители могут «вести» чадо по мобильному до двери.

4. Кроме того, сотовые опе­раторы предоставляют услугу, которая так и называется - мобильный телохранитель. В критический момент нужно нажать всего одну кнопку на телефоне, чтобы немедленно прибыла охрана (если у ребенка не будет возможнос­ти сообщить адрес, служба вычислит его автоматичес­ки). Вызвать «телохраните­лей» можно и в квартире, и в лифте, и на улице. Услуга платная - подключение око­ло 15 у.е. плюс абонентская плата. Но согласитесь, безо­пасность ребенка дороже.

5. Чтобы не нервничать по поводу того, как чадо пе­рейдет дорогу, с самого ран­него возраста знакомьте его с Правилами дорожного дви­жения. С малышами лучше отрабатывать полезные на­выки в игре, например в «милиционера и пешехода». Сделайте в комнате импро­визированную дорогу (на­пример, из прыгалок или ве­ревок), расставьте машинки, нарисуйте «зебру», соорудите светофор (скажем, из пира­мидки). Пусть ваш малыш сначала побудет пешеходом, а потом станет милиционе­ром. Вы можете специально несколько раз нарушить правила - детям обычно очень нравится делать вну­шения «непонятливым» ро­дителям.

Кстати, в этом смысле нам полезно перенять западный опыт. В той же Германии, на­пример, можно увидеть на улице 5-7-летних детей, разгуливающих без сопровожде­ния взрослых. И не только разгуливающих - многие из них одни, без родителей, до­бираются до школы и обрат­но на общественном транс­порте и смело сами переходят оживленные дороги.

ДРУГОЙ ПОДХОД

Некоторые родители пред­почитают приучать ребенка к самостоятельности постепен­но. По мнению психологов, «порционный» способ хорош прежде всего для нереши­тельных, инфантильных, тре­вожных детей. Вот несколько советов, которые можно взять на вооружение.

Ребенок находится дома один, пока мама на час-полтора уходит по делам. Даже ма­ленькие дети, которым нет еще 5 лет, обычно нормально переносят кратковременную разлуку. Требование одно: малышу не должно быть скучно в ваше отсутствие. Включите ему мультфильмы, дайте книжку с интересными картинками - он не заметит, что мамы не было дома. Однако имейте в виду: неже­лательно оставлять одних

2-3-летних карапузов, по­скольку те любят пробовать на зуб не только приготов­ленные мамой пироги, но и провода, обои…

Ребенка из школы забира­ет няня, кормит и остается с ним делать уроки. Многие родите­ли считают такой вариант идеальным, и у них есть для этого основания. Во-первых, родителям не придется пере­живать по поводу того, как ребенок дойдет домой и су­меет ли самостоятельно  разогреть обед. Во-вторых, чадо будет под присмотром взрос­лого, который и уроки помо­жет приготовить, и не позво­лит просидеть полдня за компьютером. В-третьих, ес­ли нанять няню не на целый день, а, скажем, на 3-4 часа, ребенок ненадолго будет ос­таваться один. Чтобы приоб­щить его к домашним делам, можно попросить его в это время погулять с собакой или пропылесосить. Такой вари­ант подходит для учеников младших классов.

Ребенка доводит дамой кто-то из взрослых, а с уроками он справляется сам. Этот спо­соб подойдет родителям, ко­торые опасаются оставлять свое чадо один на один с

соблазнами и опасностями большого города. Однако ес­ли 8-10-летнего ребенка еще может забирать из шкалы ня­ня или бабушка, то 12-13-летние дети воспринимают такую тщательную опеку как попрание своих прав. Ведь для подростка крайне важно доказывать собственное право на «взрослость». При­чем, по мнению психологов, многие из них демонстриру­ют крайний максимализм, отрицая любые попытки взрослых им помочь. Не сто­ит паниковать: этот период пройдет.

А пока ребенку важно ис­пытать себя. Даже если речь идет только о самостоятель­ном походе из школы…

ЧТО ШВЕДУ БЛАГО, АМЕРИКАНЦУ – СУЩИЙ КОШМАР

В США во многих штатах запрещается ос­тавлять без присмотра детей аж до…

16 лет. Бывают такие случаи, когда в борьбе за право опеки над ребенком один из родителей под­лавливает другого на том, что экс-супруг оста­вил без присмотра… 14-летнего подростка! Подождите смеяться: американцы считают это чуть ли не преступлением. Во всяком случае, суд запросто может подтвердить факт безот­ветственного отношения к родительским обя­занностям. И тогда решение об опеке над ре­бенком принимается в пользу заявителя.

Известная шведская писательница Астрид Линдгрен считала, что ребенок обязательно должен расти самостоятельным - это помо­гает ему безболезненно войти во взрослую жизнь. Не случайно в ее книгах маленькие ге­рои так много времени проводят без присмот­ра взрослых, По мнению писательницы, ее книги популярны во многом потому, что в них чувствуется ностальгия об утраченной воль­ной детской жизни.

А вот англичане, похоже, не очень-то поощ­ряют в своих отпрысках право на самостоятельность. В XVI-XVII веках в Англии даже бы­ли изобретены специальные табуретки, по­добные современным «ходункам». Только, в от­личие от «ходунков», табуретки… лишали ребенка возможности передвигаться. Суро­вые британские мамочки могли оставить в них малыша часа на два - воспитывали характер. И сейчас британцы строги по отношению к детям. Даже не очень-то разрешают им ка­таться на велосипеде. Во всяком случае, за городом юные велосипедисты могут переме­щаться лишь с разрешения родителей. 

Категория: Родительский университет | Добавил: admin (01.12.2014)
Просмотров: 464
Всего комментариев: 0