Главная » Статьи » Педагогика » Советы психолога |
Возрастные особенности детей 4-5 лет.
Педагог - психолог Алла Владимировна Лукашова
Физическому и психическому развитию ребенка сопутствуют и изменения в интеллектуальной и эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Взрослым надо четко представлять себе, чего следует ожидать от детей, иначе появятся неверные оценки, не учитывающие возрастные особенности ребенка. Идеальное отношение взрослого к малышу - это постепенное развитие и становление личности ребенка. Ведущая потребность — познавательная активность; потребность в общении. Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция — наглядно-образное мышление.
Особенности возраста:
Цели и задачи для взрослых: 1. Создавать условия для развития творческого воображения.
Новообразования:
Возрастные нормы психического развития ребенка к 5 годам (критерии результативности)
Восприятие
Память
Зрительная образная: объем — 5 предметов. Слуховая образная: объем — 4–5 звуков. Слуховая вербальная: объем — 5 слов. Тактильная: объем — 4–5 предметов.
Внимание Объем — 5 предметов. Устойчивость — 15–20 минут. Концентрация: нахождение в рисунке контура известного изображения, имеющего до 4 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично.
Воображение Репродуктивное с элементами творческого: рисование на тему, изменение рисунка, лепка, групповое сочинение сказки или рассказа по картинке.
Развитие интеллектуальной сферы Анализ Описание предмета по известным признакам. Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» из 3 предметов по двум признакам. Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез из 4 частей без образца и из 6 частей — со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов по всем изученным свойствам, по материалу, по расположению в пространстве на основе зрительного восприятия, сравнение двух картинок. Ребенок должен уметь самостоятельно называть по 5 сходств и 5 отличий.
Обобщение на основе изученных свойств; по материалу; по эмоциональному состоянию; времена года, месяцы, дни недели, посуда, мебель, транспорт. Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.
Сериация по цвету — 4 оттенка; по величине — 5 предметов; по эмоциональному состоянию — 4 карточки; по свойствам — 3 предмета.
Классификация На основе имеющихся обобщений по 2 признакам с помощью взрослого.
Эмоциональная сфера Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний радость, грусть, гнев, удивление, испуг. Умение рассказать о своем настроении. Знание способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний. Умение определить эмоциональное состояние у героев сказки.
Коммуникативная сфера
Умение работать в паре со сверстником по заданию взрослого. Умение выбирать себе роль в игре, предложенной взрослым.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и 2 правила в учебной ситуации. | ||||||||||||||||||||||
Категория: Советы психолога | Добавил: admin (25.04.2016) | ||||||||||||||||||||||
Просмотров: 973 |
Всего комментариев: 0 | |