Главная » Статьи » Педагогика » Советы психолога

КНУТ И ПРЯНИК

Нужно ли ограничивать ребенка во всех его желаниях или лучше обходиться без контроля, который сужает рамки свободы?

     Оказывается, только разумный баланс между строгими ограничениями и свободой действия позволит вашему ребенку гармонично развиваться. И дети действительно хотят, чтобы их контролировали. Полная свобода привлекательна, но вызывает большую тревогу у детей, безопасность и выживание которых зависит от их родителей. По простым соображениям безопасности, маленькие дети должны следовать правилам и быстро реагировать на указания родителей. Требований тоже должно быть немного, и они должны соотноситься с возрастом, индивидуальными особенностями ребенка и с вашими воспитательными ценностями.

     Как вводить в жизнь малыша требования и запреты и добиваться его послушания?

1. Не давайте косвенных, уклончивых указаний, пусть они будут ясными и прямыми. Ребенок сразу ясно понимает, что вы требуете от него именно послушания. Пример: прямое – сядь здесь, непрямое – не хотел ли бы ты здесь присесть?

2. Давайте отдельные и короткие указания, не давайте составных и сложных указаний. Ребенку проще следовать коротким, нежели огромным требованиям, которые могут казаться невыполнимыми. Пример: Короткое – положи книжки на полку. Сложное – уберись в своей комнате.

3. Давайте позитивные указания. Говорите ребенку, что ему делать, а не что ему не делать. Дети с негативизмом, настроенные оппозиционно по отношению к родителям, противятся указаниям, начинающимся с «прекрати», «не». Пример: негативное – прекрати качаться на стуле, позитивное – слезь со стула и подойди ко мне.

4. Давайте конкретные указания. Не давайте смутных и неясных указаний. Это позволяет ребенку понимать, что от него в точности ожидают, убирает замешательство и путаницу. Пример: смутное – веди себя прилично, конкретное – пожалуйста, говори тише.

5. Используйте нейтральный тон голоса, не умоляйте и не кричите. Это делает общение между вами и ребенком более приятным.Пример: Немедленно встань рядом со мной!!! или ну, пожалуйста, мой хороший, подойди к мамочке, нейтральное – пожалуйста, подойди и встань рядом со мной.

6. Будьте вежливы и проявляйте уважение, продолжая при этом давать ясные и последовательные указания. Это с меньшей вероятностью вызовет непослушание у ребенка, настроенного по отношению к вам оппозиционно. Пример: передай мне соль, пожалуйста.

7. Используйте директивные указания только в том случае, если вы уверены, что ребенок сможет это выполнить. Нечестно будет наказывать за непослушание, если ребенок не в состоянии выполнить ваше требование. Пример: невыполнимое указание – нарисуй знак «стоп», выполнимое указание – нарисуй картинку.

8. Сделайте так, чтобы послушание и непослушание всегда приводило к одним и тем же последствиям. Это самый быстрый способ научить маленьких детей лучше слушаться.     

     Послушание не должно восприниматься как подарок. Однако его нужно и отмечать. Также вы должны быть последовательны в обеспечении последствий того или иного плохого поведения ребенка. Оно всегда должно вызывать одни и те же ваши действия.

     Обучение малышей послушанию – одна из важнейших задач воспитания.

    Самый спорный из всех вопросов, возникающих в процессе воспитания ребенка - это вопрос поощрения и наказания;

     Если начинать рассмотрение данного вопроса с поощрения, прежде всего, следует признать: похвала и признание достижений нравятся каждому человеку. Ребенку необходимо как можно чаще слышать похвалу. Хвалить малыша нужно непременно в превосходной степени и поощрять ребенка нужно даже за то, что взрослому порой покажется обычным делом. Например: по мнению мамы, ребенок обязан кушать кашу, так как это нужно для его здоровья. А для малыша, скушав нелюбимое блюдо, он переступил

себя - а значит, нуждается в поощрении.

     Способы выражения похвалы могут быть самыми разнообразными - ласковые слова, объятия, даже воздушный поцелуй, если мама чем-то занята. Немаловажно хвалить малыша в присутствии других родственников или детей. Еще одно из поощрений – материальное - это способ действенный, но вызывающий довольно много споров. Ясно одно: материальное поощрение должно быть дозированным, иначе ребенок очень быстро

к нему привыкнет.

    Хвалить, не надо без особого к тому повода. Поощряйте ребенка за то, что он действительно сделал с усилием, для чего трудился. Например: «Вот как ты хорошо сегодня сам убрал игрушки, сложил одежду! Теперь у меня есть время рассказать тебе сказку, почитать книжку и т.д.». Но всякий раз хорошенько обдумайте ваше обещание, потому как оно должно быть обязательно исполнено. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой. Дети, конечно очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше!

 

Теперь о наказаниях: Можно ли наказывать ребенка? В некоторых ситуациях, как не жаль, приходиться. Но чем реже вы будете это делать, тем эффективнее результат. Несмотря на разнообразие педагогических подходов, есть ряд пунктов, по которым психологи и педагоги единодушны: нельзя применять наказания едой, надолго «забывать» ребенка в углу, обзывать, сильно бить, наказывать на людях, усиливать свою позицию криком. Наказание лишь преображает ребенка, не исправляя его; частые наказания ведут к инфантильности ребенка или же развитию враждебного чувства к родителям. К тому же, наказание способствует развитию у ребенка страха потерять любовь родителей.

     «Но если ребенок действительно провинился, как его наказать?» – спросите вы. Отвечу вам цитатой классика В. Г. Белинского: «Надо так воспитывать ребенка, чтобы один суровый взгляд обычно ласковой матери уже становился для него наказанием. И будет прекрасно, если вам не потребуется других мер воздействия».

     Недовольство, вызванное поступком ребёнка, родители могут выразить самыми разнообразными способами - подчас достаточно расстроенного лица мамы. Главное, чтобы ребенок понял и прочувствовал это недовольство. Но если одного взгляда мало, вы можете сказать: «Ты нехорошо сделал, мне это неприятно и не хочется с тобой разговаривать!» – и некоторое время не говорите с ребенком. За порванную книгу, нарочно разбитую чашку, за нарочно сломанную машину иногда лишают его книг на некоторое время, взамен разбитой кружки дают менее красивую, за сломанную машину можно отменить также какое то предполагавшееся развлечение. Старайтесь, даже наказывать мягко, без криков, обсуждая и спокойно объясняя ребенку, что он сделал неправильно и договоритесь с ним, что в следующий раз он так делать не будет, потому что он хороший мальчик или девочка. Ни в коем случае не обзывайте ребенка, что он неуклюжий, плохой, растяпа, не следует также применять наказания, причиняющие ущерб здоровью, например, лишать малыша прогулки, тем более не допускайте физические наказания, даже если вам кажется, что совсем безобидный с вашей точки зрения, шлепок или подзатыльник.

Однако, не стоит забывать и о том, что всякое наказание заканчивается, и после него каждый ребенок должен знать: мама и папа по прежнему его любят.

Категория: Советы психолога | Добавил: admin (17.11.2014)
Просмотров: 697
Всего комментариев: 0