Главная » Статьи » Методическая копилка » Психолог

Воображаемые страхи.

Воображаемые страхи.

Педагог – психолог А.В.Лукашова

 

Родители бывают обеспокоены тем, что их ребёнок вдруг начинает испытывать страх, услышав, казалось бы, знакомый шум: журчание воды в бачке в туалете или жужжание мотора холодильника. Ребёнок может вздрогнуть или закатиться слезами. Мама должна успокоить ма­лыша и исключить повторение этой ситуации. Вероятно, потребуется, как бы вновь приучать его к прежним звукам, которые теперь стали пугать ребёнка. Маленькая девочка сидела на горш­ке, когда зазвонил телефон, и мама пошла взять трубку, в это время зашумела вода в туалете, девочка так сильно испугалась, что в течение нескольких месяцев отказывалась садиться на горшок.

     Гораздо труднее справиться с внутренними страхами, которые подступают незаметно, неожиданно без всякой видимой причины. Понятно, почему ребёнок боится огня (его действие ему неизвестно). Но почему он начинает кричать, когда слышит рёв проезжающей мимо по­жарной машины, если никогда не видел пожара? А почему ребёнок боится, что убьют его маму и что какое-то чудище придёт и убьёт его? Потому что у каждого ребёнка есть ещё и воображе­ние страха. Иногда они быстро проходят, иногда задерживаются надолго, обретая причудливые формы. Иногда подобные страхи проявляются в ребёнке в скрытой форме: ребёнок становится агрессивным, нападает на других, просто потому что он боится, что его обидят, и как бы пред­восхищает нападение. Находясь под гнётом страха, ребёнок может замолчать, углубиться в себя, стать пассивным, перестать играть с детьми. В каких-то случаях он может стать чрезмерно по­слушным, аккуратным, отзывчивым не потому что он нравственно вырос и достиг совершенст­ва, а потому что он испытывает дискомфорт и страх.

Причиной детских страхов является ограниченный жизненный опыт и детская логика. Страхи возникают у ребёнка в результате ощущения им своей беспомощности, абсолютной зависимости от взрослых, что заложено в природе его развития.

Причины страхов можно разделить на три группы:

     -боязнь потерять любовь взрослых;

     -ожидание наказания за какой-то промах пли за плохое поведение;

     -испуг, связанный с чувством своей вины за что-то. Всё это многие дети ощущают уже к шести годам.

При рождении ребёнок полностью меняет среду обитания. И поэтому первое его беспо­койство связано с физическими неудобствами, ему хочется есть, ему холодно, он нуждается в тепле.

Может быть не совсем справедливо называть потребность страхом, но именно потреб­ность ребёнка порождает первое неудобство, потом тревогу, боль и, наконец, ужас. К счастью, это последнее состояние совсем не обязательно, но если ребёнок не получит пищи, когда он голоден, или получает такую пищу, которая не даёт насыщения, у малыша достаточно основа­ний «испугаться», потому что его начинает мучить голод. Для малыша любовь значит еда, по­этому он полностью зависит от любви своей матери. Поскольку у новорождённого еда и лю­бовь это одно и то же, то и отсутствие мамы предполагает голод и тревогу. Мама ассоциируется с сытостью и комфортом, вот почему её отсутствие огорчает ребёнка.

Если соблюдать режим кормления, ребёнок уже в полгода, видя, что мама готовится кормить его, улыбается. Это создаёт у него ощущение доброты окружающего мира. Естествен­_ит получение ребёнком еды может впоследствии вылиться в ощущение лживости окружающего мира, он может почувствовать себя покинутым и ненужным. И эти неприятные ощущения могут проявиться сильнее или слабее от длительного сочетания такого состояния дискомфорта. Если ребёнку лишь изредка приходится ждать кормления и волноваться, это не значит, что у него разовьётся неприятное ощущение. Если взрослые реагируют на зов ребёнка немедленно и с должным вниманием, беспокойство малыша никогда не станет причиной его тревог в буду­щем.

 

Категория: Психолог | Добавил: admin (26.01.2017)
Просмотров: 433
Всего комментариев: 0