Главная » Статьи » Методическая копилка » Педагог

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» ЕВТЕНКО Н.И.

Цель: Познакомить детей с зимующими птицами. Уточнить, расширить и активизировать словарь по лексической теме (зима, метель, вьюга, гололёд, узоры, ворона, сорока, голубь, воробей, снегирь, синица, дятел, кормушка, корм, помощь, снежный, морозный, голодный, замерзать, кормить, сыпать, общество защитников природы). Закрепить знания о внешних признаках, способах передвижения, повадках зимующих птиц, уточнить чем питаются. Совершенствовать навыки грамматического строя речи. Развитие фонематического слуха, внимания, памяти, логического мышления, общей и мелкой моторики. Воспитывать бережное отношение к птицам, формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Оборудование:  коврограф,  магнитофон, набор демонстрационных картинок зимующих птиц, демонстрационная картина «У кормушки»,  кормушка, корм для птиц, макет заснеженного леса с фигурками птиц, «Говорящая книга», кукла-бибабо «Ворона», ноутбук, запись голосов  птиц).

Ход:

1.Организационный момент: (с использованием элементов ТРИЗа) 

Воспитатель: Вот и пришла на Кубань морозная Зимушка-Зима! Помогите мне разобраться ЗИМА – это хорошо или плохо? Сначала давайте отметим, почему нам хорошо, когда Зима?

1-й ребенок: Зимой наряжаем новогоднюю ёлку.

2-й ребёнок: Дед Мороз и Снегурочка дарят подарки.

3-й ребёнок: Можно кататься на санках и на лыжах.

4-й ребёнок: Все деревья в серебре.

Воспитатель: А теперь назовите что в этом плохого.

1-й ребёнок: Мороз щиплет за щёки и за нос.

2-й ребёнок: На дороге скользко, бывают аварии.

3-й ребёнок: Очень холодно, люди топят печки.

Воспитатель: А еще я вам подскажу, что плохо зимующим птицам, которые не улетели в тёплые края, а остались зимовать. Им не только холодно, но и очень голодно! Да посмотрите на эту заснеженную горку! На ней собрались зимующие птицы. Назовите, их? Давайте подойдем  поближе и послушаем,  о чем они так громко волнуются…

(Звучит запись «Голоса птиц»)

Воспитатель: Озябли пташки малые,

                        Голодные, усталые

                        И жмутся поплотней,

                        А вьюга рёвом бешеным

                        Стучит по ставням свешенным

                        И злится всё сильней.

                                                     (В.И. Мирясова)

Ворона: Беда! Беда! Злая волшебница «Морозина» захватила в ловушку всех птиц и хочет превратить их в холодные цветные льдинки! Бедные птички! Они дрожат не только от холода, но и от страха!

Воспитатель: Как же им помочь?

Дети: Надо их освободить!

Воспитатель: Для этого мы должны вступить в общество защитников природы. В это общество входят ребята, которые интересуются природой, много знают о птицах и всегда готовы прийти им на помощь. Морозина передала нам сложные вопросы и если мы правильно на них ответим. Мы освободим птиц из плена! Согласны?

Воспитатель: Послушайте, что я знаю о зимующих птицах (на коврограф вывешивается демонстрационная картинка «Воробей»). Воробей — маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Про него говорят «серый воробышек», а на самом деле воробей совсем не серый. Спинка у него коричневая с широкими полосками. Хвост тёмно-бурый, а вот головка  и грудка — серые. Воробьи задорно чирикают «чик-чирик». Живут поближе к людям. В народе их называют воришками. Есть загадка: «Маленький мальчишка в сером армячишке, по дворах шныряет, крохи собирает.» Эти проворные птицы смелые, клюют из собачьей миски. Любят семечки хлебные корки.

Воспитатель: Как назвать воробья ласково?

Дети: Воробей — воробушек,  воробьишко ….

(на  коврограф  вывешивается демонстрационная картинка «Ворона»)

Воспитатель: Ворона — хитрая, ловкая и находчивая птица. Она очень хорошо приспосабливается жить рядом с человеком. Посмотрите, как она выглядит. Это крупная птица.  Она не выделяется яркостью окраски. Голова, клюв крылья, хвост и лапы у вороны черные, а все остальное серое. Вороны часто разоряют гнезда других птиц, даже могут унести беспомощных птенцов. Они не только громко каркают, но и умеют подрожать, например собачьему лаю. Любят подразнить собак. Вороны птицы всеядные, любят на свалках в контейнере рыться в мусоре — искать корм. Клюв большой и крепкий — может грецкий орех разбить. Вороны — птицы дружные,  летают большими стаями.

А это - сорока. У нее много прозвищ. Сорока - белобока. Сорока – стрекотуха, даже сорока-воровка. Белобока — потому, оказывается, что перышки у сороки белые, а голова  и крылья черные . Хвост длинный  как стрела  .Она громко стрекочет  «ЧА-ЧА-ЧА» предупреждает лесных обитателей об опасности. Воровкой называют потому, что любит все яркое и блестящее. Еще в народе говорят: сорока на хвосте новость принесла. Всюду я летаю, все на свете  знаю, каждый куст в лесу новость на хвосте несу! Любят ягоды рябины и боярышника. Могут поймать маленького зверька. Но рядом с человеком сытнее и теплее.

На этой картинке  сова. У нее большая голова, которой она ловко вертит во все стороны большие янтарные не мигающие глаза. Она великолепно видит в темноте. Днем спит, а ночью охотится на мышей и даже зайцев. Слух у нее на много лучше чем у человека. Пышное оперенье совы  защищает ее от холода, а широкий хвост помогает летать бесшумно. Острые когти крепко хватают добычу.  Сова - хищная птица и в ней есть, какая-то загадочность. Кажется, что сова хранит какую-то тайну,  недаром в сказках сову называют «мудрой»

А эту птичку вы знаете? Стынут лапы на морозе у сосны и ели что за чудо? На березе яблоки поспели. Подойду поближе к ней — и глазам не верится. Стайка алых снегирей облепила деревце! Очень яркая и красивая птица. Посмотрите: грудка красная, голова и клюв черные, а крылышки светло-серые. Снегири в снежную зиму перебираются ближе к человеческому жилью, залетают в сады и огороды, ищут ягоды рябины и облепихи, семена. Рассыплются по кустам и посвистывают: «рюм-рюм».

Как назвать снегиря ласково?

Дети : снегирёк- снегирёчек.

Воспитатель: Не менее красивая птичка — синица. Посмотрите: оперенье яркое, кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком, а голову украсила синей шапочкой. Ни минуты не сидит эта птица на месте, всюду сует свой любопытный носик. Синица предусмотрительная птица. Летом прячет про запас насекомых в щелки коры деревьев, а когда наступают холода, ищут свои запасы или перелетают ближе к жилью людей. Если вы хотите услышать пение синиц - повесьте у себя под окном кусочек свежего сала - это любимое лакомство синиц. Эти желтогрудые птицы поют: синь-синь-синь. Как назвать ласково?

Дети: синичка-синиченька.

Воспитатель: Отгадайте загадку: это что за мужичек сел у дуба на сучек? Невелик, да деловит, зря нисколько не сидит: он без молотка, без рук, по стволу стучит: тук-тук. Трещенку в коре найдет - длинный нос в нее сует, вытащит за спинку всякую личинку.  Мужичёк тот не простой - это доктор наш лесной.

Дети: дятел.

Воспитатель: Правильно, давайте его рассмотрим. Спинка и крылья у дятла черные, но с белыми крапинками, а на белом брюшке крапины черные. На голове ярко-красный беретик. У дятла самый крепкий клюв, которым он словно врач выстукивает заболевшее дерево, а длинный язык помогает ловко доставать насекомых. Зимой им голодно и корма не хватает.

А сейчас мы с вами поиграем в снегирей.

РЕЧЬ С ДВИЖЕНИЕМ: Вот на ветках посмотри — в красных майках снегири. Распушили перышки, греются на солнышке, головой вертят, улететь хотят. Кыш-кыш! Улетели за метелью за метелью.

Игра «Один-много»

Воспитатель: А вот теперь пришло время ответить на вопросы волшебницы Морозины. Вы готовы? 1.В какое время суток охотится сова? 2. Какой клюв у дятла и клеста? 3.Чем питаются зимой снегири? 4.Почему в народе говорится: Всякая птица своим клювом сыта?

Рассматривание кормушки, корма. Мелкая моторика. «На кормушке» « Сколько птиц к кормушке нашей прилетело, мы расскажем: две синицы, воробей, шесть сорок и голубей, дятел в пестрых перышках, всем хватило зернышек!»

НАГРАЖДЕНИЕ медалями «Защитники природы».

Литература:

1.      Книга для чтения «Читаем детям» З.Г. Сахипова, А.Ш. Асадулина, С.Г. Сулейманова 1991.

2.      ПЕДАГОГИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ  Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Познавательное развитие» ТЦ «УЧИТЕЛЬ» 2006.

3.      Пособие для воспитателей «НАША РОДИНА» Н. Ф. Виноградова, С.А. Козлова 1984.

Шорыгина Т.А. «Птицы, какие они?» книга для воспитателей. « Издательство ГНОМ и Д» 2000. 

Категория: Педагог | Добавил: admin (17.11.2014)
Просмотров: 880
Всего комментариев: 0