Главная » Статьи » Методическая копилка » Педагог |
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ НА ТЕМУ: СКОЛЬКО ЗВУКОВ? НА КАКОМ МЕСТЕ? Сколько звуков? На каком месте? И вот первый этап обучения пройден: ребенок легко определяет, какой звук вы подчеркнули, произнося слово; он сам может сказать слово, интонационно выделив в нем любой звук; он легко подбирает слова, сходные по своему звуковому составу. Но это еще не значит, что ваш ребенок научился звуковому анализу слов. Провести звуковой анализ слова — это значит назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они в этом слове находятся. Что это значит? Если вы спрашиваете ребенка, из каких звуков состоит слово "кот", а он отвечает вам: «В слове "кот" есть звук "о", звук "к" и звук "т"» — это значит, что он хорошо слышит в слове отдельные звуки, но не умеет еще провести его звуковой анализ. А ведь звуковой анализ — основа грамотного письма. Только представьте себе, что получится, если ваш ребенок будет записывать звуки в слове в произвольной последовательности! Новый этап обучения — новые задачи. Значит, мы должны дать ребенку новые средства для решения этих задач. Если на первом этапе, когда мы учили детей слышать в словах отдельные звуки, сравнивать слова по звучанию, мы пользовались особым произнесением слова, то при обучении звуковому анализу слов этого недостаточно. Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально представлено. Давайте нарисуем схему звукового состава слова: в слове "дом" три звука — нарисуем три клеточки. И дадим ребенку эту карточку: на ней нарисован дом, чтобы ясно было, какое слово будем разбирать, а под домом — схема этого слова: малыш наш уже знает, что слова состоят из звуков. Мы показываем ему, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове. «Сколько клеточек?» — «Три». — «А сколько звуков в слове?» — «Тоже три». — «Давай будем эти звуки искать. Скажи мне слово дом так, чтобы я услышала в нем первый звук». Это наш ребенок уже умеет — научился на первом этапе обучения. «Д-дом», — старательно произносит малыш. — «Какой первый звук?» — «Д». — «Очень хорошо! Давай закроем первую клеточку фишкой, это будет какой звук?» — «Д». В качестве фишек можно использовать любой материал; нарежьте из белого картона квадратики или возьмите старую мозаику и выберите из нее белые или желтые элементы. Не берите красные, синие, зеленые — они еще понадобятся. Итак, перед ребенком схема звукового состава слова "дом", в которой первая клеточка уже закрыта; найдите первый звук в слове. Можно двигаться дальше. «Давай теперь произнесем слово "дом" так, чтобы услышать в нем второй звук, первый "д" — мы уже знаем». Помогите ребенку для первого раза, скажите вместе с ним: "До-о-ом". Здесь нам очень поможет схема звукового состава слова: нужно произносить слово и одновременно вести пальцем, а лучше специальной палочкой-указкой по схеме и надолго остановить указку на второй клеточке. Указка стоит на второй клеточке схемы, а вы вместе с ребенком долго тянете: "до-о-ом". «Какой же второй звук в этом слове? — «О!» — «Отлично! Давай обозначим и этот звук фишкой!» Ребенок берет точно такую же, как первая, фишку и ставит ее на вторую клеточку. «Видишь, — продолжаете вы, — мы уже знаем два звука в слове "дом". Давай найдем последний звук в этом слове. Скажи мне слово "дом" так, чтобы я услышала в нем последний звук». И снова вы ведете указкой по уже почти заполненной схеме слова и произносите: «дом-м-м». «Какой последний звук в слове "дом-м-м"?» — «М- м», — отвечает малыш и ставит на схему последнюю, третью фишку. Вот и проведен впервые звуковой анализ слова. Хорошо бы повторить его еще раз. Но как? Снять фишки и начать все сначала? Это неинтересно малышу! Нет, лучше поиграть в игру «Кто внимательный». «А теперь, — говорите вы, — я буду называть звук, а ты будешь снимать его со схемы. Посмотрим, какой ты внимательный. Убери, пожалуйста, звук д...» Сделайте несколько карточек для анализа трехзвуковых слов: мак, дом, сыр, кот, шар, жук, лук, лес, рак. Занимаясь с ребенком, нужно все время помнить: мы учим его звуковому анализу слов, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его составляющие. Поэтому ребенок должен называть звуки так, как они слышатся в слове. Какой первый звук в слове "лес"? Давайте послушаем, выделим этот звук голосом: ль-ль-льес — первый звук "ль". А второй? Льэ-э-эс. Ребенок хорошо слышит, что второй звук в этом слове "э". А мы, взрослые, привыкнув к написанию этого слова, можем сбить малыша с толку, сказав, что второй звук в слове лес — "е". Когда мы предлагаем детям игру «Кто назовет больше слов, начинающихся с того звука, который первый в слове "лес"», то мы должны следить за тем, чтобы называть только слова, начинающиеся с мягкого согласного звука "ль". Мы еще не говорим ребенку о существовании твердых и мягких согласных звуков, но просим его прислушаться к слову. Например, кто-то из детей говорит слово "лошадь". Взрослый приостанавливает игру: «Лошадь»? Давай послушаем первый звук в этом слове: л-л-лошадь. А в слове "лес" — ль-ль-льес. Разве это одинаковые звуки?» Не думайте, что ребенку это будет трудно. Он слушает слово и слышит его правильно. Мы предупреждаем об этих ошибках именно потому, что гораздо чаще они бывают у взрослого, играющего с ребенком. На каждом занятии можно разбирать вначале не больше двух слов. Но анализировать эти слова нужно несколькими способами. Сначала детям просто предлагается разобрать новое слово. Затем дети под диктовку взрослого убирают фишки со схемы в соответствии с называемыми звуками. При этом звукилучше называть не в той последовательности, в какой они стоят в слове, а вразбивку: такого рода задания побуждают детей еще раз обследовать звуковой состав слова по схеме. Например: проведем звуковой анализ слова "лук". Перед ребенком схема, заполненная одинаковыми фишками. Вы просите ребенка: «Убери, пожалуйста, звук "у"». Как это сделать? Ребенок берет указку и, ведя ею по заполненной схеме, произносит: "лу-у-ук". Он нашел на схеме второй звук — "у" — и снимает соответствующую фишку. Очень важно следить за тем, чтобы ребенок произносил слово в строгом соответствии с движением указки, иначе он будет «терять» звуки. Очень помогает такая игра. После того как провели звуковой анализ слова, раздайте фишки детям и скажите: «Ты будешь звук "д", ты — звук "о", а ты — звук "м"». Затем взрослый подзывает к себе «звуки»: «Подойди ко мне звук "д", теперь подойди звук "м", а теперь — звук "о"». Дети при этом должны сами встать в том порядке, в каком стоят звуки в слове, чтобы слово можно было «прочесть». Фишки у всех одинаковые, скажем белые квадратики, и ничто не подсказывает детям, какие звуки они обозначают, но стоит кому-то ошибиться, поставить фишку не в ту клеточку, как все остальные бурно протестуют. Интересно, что ребенок никогда не передвинет фишку- квадратик из одной клеточки в другую: он уберет одну фишку и поставит вместо нее другую. Для нас, взрослых, — точно такую же! Для детей — совсем другую: то был звук "о", а это "д". Постепенно игру можно усложнить: взрослый раздает детям звуки по номерам: ты — первый звук в слове, ты — второй... А вызывает к себе по названиям звуков: «Подойди ко мне звук "л"». Для того чтобы выполнить такое задание, ребенок, получивший лишь номер звука в слове, должен произнести слово, выделив интонационно этот звук по схеме, — он узнает, какой же именно он звук. Вы увидите: в начале обучения дети каждый раз произносят слово, старательно ищут в нем «свой» звук, но через некоторое время ребенку достаточно бросить беглый взгляд на схему слова, чтобы понять, роль какого звука он исполняет... Проводя звуковой анализ слов, очень полезно давать различные задания, развивающие у детей важнейшие мыслительные операции — сравнение, сопоставление, анализ. Например: найти одинаковые звуки в словах "дом" и "мак"; найти разные звуки в словах "дом" и "дым". Задания могут быть самыми разнообразными, но, давая их, нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Для хорошо подготовленного, легко справляющегося е вашими заданиями ребенка задания должны быть более сложными (скажем, искать в словах разные звуки труднее, чем одинаковые) — даже такими, которые «не имеют решения» (найти одинаковые звуки в словах "дом" и "рак"). Робкого ребенка сложное задание может отпугнуть, вселить в него неуверенность в своих силах. Поэтому задания для таких детей должны усложняться очень медленно и постепенно. Каждый, даже самый маленький, успех такого ребенка нужно отмечать. Нужно хвалить малыша, радоваться его победам. Подготовила учитель-логопед О.Н. Черноиваненко | |
Категория: Педагог | Добавил: admin (16.03.2015) | |
Просмотров: 1005 |
Всего комментариев: 0 | |