Главная » Статьи » Методическая копилка » Педагог |
«Семейные экологические проекты». НОМИНАЦИЯ «ВОДА В ДОМЕ». Руководитель: Мищенко Марина Николаевна Содержание 1.Актуальность 2.Цели 3.Задачи 4. Формы, методы, приёмы 5. Условия 6. Предполагаемый результат 7. Опережающие задания к проекту 8. Ход исследования 9. Этапы и реализация проекта 10. Вывод 11. Заключение 12. Приложение Актуальность Наверняка ваш ребёнок, как и все дети, любит все таинственное и загадочное, изучает мир всеми возможными способами и задает множество вопросов об окружающих его предметах и явлениях. Часто совершенно простые и обыденные для взрослых вещи вызывают искреннее восхищение малыша. Простые опыты для детей – это прекрасный способ не только научить малыша чему-то новому, но и стимулировать стремление к знанию, науке, исследованию окружающего мира. Опыты с солью и водой, водой и бумагой, другими нетоксичными материалами – отличный способ разнообразить детский досуг с пользой. Существует масса простых экспериментов, которые можно проводить в домашних условиях. Они не требуют никакой подготовки и специального оборудования, большинство из них юный экспериментатор может делать сам, руководствуясь мамиными инструкциями, но, конечно, под ее наблюдением. Это не только поможет занять его некоторое время, такие почти научные эксперименты – не просто развлечение. Исследовательская деятельность как нельзя лучше развивает мышление ребенка, его память и наблюдательность, дает первые представления о физических и химических явлениях вокруг нас, помогает понять некоторые законы природы. Особенно, если мама не спешит делать за малыша выводы, а дает ему возможность попытаться найти ответ самому. И пусть ответы и выводы не всегда верны, не это важно. Самое главное не ответ, а вопрос и поиск ответа на него. Реализация проекта «Вода в доме» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и ребёнка в домашних условиях, на основе знаний, полученных в детском саду. Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности. Ваня активный, любознательный ребенок. Во время ежедневного наблюдения за природными явлениями он всегда задаёт много вопросов, на которые желает тут - же услышать ответ. Особенно его интересовал вопрос о том, откуда же в дом, в детский сад приходит вода, сколько её нужно, почему вода не всегда бывает чистая. Поэтому мы решили начать с ним и с его родителями совместную исследовательскую деятельность, чтобы он смог сам найти ответы на свои многочисленные вопросы. Ваня с большим желанием и интересом включился в исследовательскую деятельность, проведение различных опытов с водой, изучил пути попадания воды в дом и путешествие ее по трубам. Цель: 1.Формирование осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. 2.Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадет в наши дома. 4.Закрепить знания о воде, её использования и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды. Задачи: 1. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного). 2. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта. 3. Активизировать природоведческий словарь ребенка. 4. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов. Формы, методы и приёмы: Наблюдения, экскурсии, беседы, изобразительная деятельность, просмотр мультфильмов, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, элементарно – поисковая деятельность, опыты, эксперименты. Вид проекта – краткосрочный (4 недели). Особенность проекта состоит в том, что родитель и ребёнок – не пассивные наблюдатели, а активные участники исследовательских мероприятий, организованных в собственном доме и за его пределами. Условия: Постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных ситуаций. Предполагаемые результаты: 1.Воспитание бережного, рационального использования воды в домашних условиях. 2.Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту. 3.Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению. 4.Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности. 5.Умение ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника. 6.Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование опытно – исследовательских навыков. Опережающее задания к проекту: Предложила Ване в течение всего дня запоминать, где и какую он видел воду (в помещении, на прогулке); как он её использовал. Много ли ему потребовалось воды? В конце дня обсудили результаты наблюдений, записали их. На следующий день повторили обсуждение результатов наблюдений, предложила подумать, где еще можно обнаружить воду. Для чего мы ее используем? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем вещи, моем пол, поливаем растения, варим еду и т.п.). Он почувствовал, как часто нам нужна вода. Без нее мы не можем прожить. Предложила Ване представить, что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла. Ход исследования: Люди не мыслят своей жизни без воды. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница. Хозяева дачных земельных участков имеют возможность построить колодец и брать из него воду на все хозяйственные нужды. Совсем другая ситуация складывается в домах и многоквартирных домах. Для обеспечения жителей водой муниципальные органы выделяют существенный процент бюджетных денежных средств. Эти деньги идут на устройство водопроводных систем и их поточный ремонт. Незначительная поломка в системе может иметь катастрофические последствия. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница. К сожалению, многие считают водные ресурсы неисчерпаемыми. Отсюда – неисправленные или просто незакрытые краны в квартирах, не отремонтированные, протекающие трубы, мусор в реках и озерах. Очень важно научить детей – наше будущее поколение – бережно относиться к воде. К тому же вода – не только природный ресурс. РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА. I этап. Подготовительный. На подготовительном этапе осуществления проекта, мы изучили литературу о водных ресурсов нашей станицы. Выяснили откуда и как вода попадает в дом и сколько ее нужно для жизнедеятельности человека, при этом использовали материалы данных ООО «Ленводоканал», где ведётся учёт потребности и расхода холодного водоснабжения станицы, производится своевременный ремонт оборудования и установка новых точек водоснабжения. Водонапорная станция находится под охраной и осуществляется постоянное наблюдение специалистов. Инженер подарил нам карту водных ресурсов станицы Ленинградской, на которой отмечена и наша улица.(Приложение №1). II этап. Практический. Ваня узнал, что начинается водопровод далеко за домом. Мощные насосы качают воду из скважины на станцию очистки. Там в водоотстойниках она очищается от мелких песчинок и частичек глины. Потом воду засасывают насосы и толкают в огромную трубу. По ней вода идет до самой высокой точки. Это водораспределительная станция. Там в воду добавляют небольшое количество обезвреживающего вещества-хлора или газа озона. Эти вещества уничтожают вредные бактерии и микроорганизмы. После очистки вода бежит по трубам к нам в дом. При открытии крана клапан приподнимается, а в освободившийся проход устремляется вода. Ванечке не было понятно, как вода по трубам сама может подняться на верхние этажи. Я объяснила, что для этого существуют специальные насосы. Они толкают воду в подземные трубопроводы. По этим трубам вода течёт много километров, как река. Только в природе ручейки и маленькие речушки стекаются в большую реку, а из этой трубы, наоборот, ручейки расходятся в разные стороны по другим трубам. Эти трубы подведены в дома, в каждую квартиру. Исходя из имеющихся у нас материалов, мы с Ваней приступили к изучению мест в доме, где используется вода и исследовательской деятельности по очищению, фильтровки загрязненной воды (приложение №2). Обследуя дом и подвальное помещение, мы рассмотрели способы соединения труб. Соединение труб герметичное, чтобы ни одна капля воды, не пропала зря. Для ведения рационального расходования воды установлены счётчики учёта на холодное и горячее водоснабжение (приложение №3). В нашем доме присутствует 6 точек использования воды. Это мойка, стиральная машина, посудомоечная машина, ванная, туалет, раковина. Каждый день вся наша семья расходует воду из этих точек. Первая комната, в которую попадает вода – кухня. Здесь установлена мойка, стиральная машина, посудомоечная машина. Из кухни вода попадает в ванную комнату, где Ванечка моется, чистит зубки. Чтобы экономно использовать воду, Ваня моется под душем. При чистке зубов, полощет рот, набранной в стакан водой. Каждый день вся наша семья расходует воду из этих точек. Для приготовления пищи, питья мы наливаем в кастрюли и чайники холодную воду. Выяснили, что горячую воду, которую по трубам подают в наши квартиры, называют технической. Ее используют в технических целях: в батареях отопления, для стирки белья, мытья полов и посуды. Пить эту воду нельзя. В эту воду добавляют специальные химические вещества, вредные для здоровья человека. Ранней весной мы проводили замену металлических труб на пластиковые. Обрезка труб позволила нам пронаблюдать ужасную картину – труба полностью забита накипью. Ещё тогда ребёнок поинтересовался, почему так происходит? Сохранились обрезанные трубы, и мы рассмотрели и сфотографировали их (приложение №4). С целью улучшения качества воды были заменены железные трубы на пластиковые и поставлен очистительный фильтр. Когда же проверили его состояние, то тут же поменяли старый фильтр на новый (приложение №5). Что бы проверить чистая ли вода у нас в доме, мы с Ваней налили в прозрачные стаканы воду из крана и из фильтра и оставили её на ночь. Утром он очень удивился, что на дне стакана с водой из крана был какой-то осадок. Вода же в стакане с фильтрованной водой осталась прозрачной. Коля самостоятельно сделал вывод, что из крана идёт вода плохого качества. Чтобы не подвергать риску свое здоровье у нас дома стоит фильтр для очистки воды Акваформ. Эффективность очистки воды данным фильтром, представлена в таблице (приложение №6). Только фильтрованную воду мы используем для приготовления пищи и питья. Я объяснила сыну, что люди, у которых нет фильтра, для питья и приготовления пищи используют кипяченую воду, так как во время кипячения в воде погибает большое количество вредных бактерий, вирусов, примесей, но погибают и полезные вещества. Мы так же провели с Ваней опыт по очистке загрязнённой воды, в которой был песок, мусор, мелкие камешки. Процесс очищения занял 2 дня: сначала Ваня воду очистил от крупного мусора с помощью сита с мелкой решеткой, затем воду целые сутки отстаивали и только потом произвели фильтрование воды через слой ваты. Ваня был в восторге от результата – вода в стакане стала чистой и прозрачной (приложение №7). Просматривая в Интернете материалы о воде, мы с Ваней нашли схему, как вода попадает в дом. Ему захотелось составить свою схему по распределению трубопровода у нас в квартире, где была хорошо видна последовательность подведения воды к точкам (приложение №8). После наблюдений и творчества мы решили выяснить, сколько воды расходуется на различные нужды. Мы в течение недели, используя приборы учёта водоснабжения, вели наблюдение за расходом воды в доме.
На базе этих наблюдений мы составили таблицу примерного расходования воды на всю семью (приложение №9). Во время наблюдения, проведения расчетов и замеров расхода воды в доме, мы выяснили, что наша семья расходует воду умерено. Больше всего воды мы расходуем на гигиену собственного тела, еду и питье. Среднее количество уходит на поддержание чистоты в нашем доме и на другие нужды. Провели эксперимент «Капля – реки бережет». Открывали кран таким образом, чтобы за 1 секунду капала одна капля. Подставили под кран мерный стакан 200 мл. И через 30 минут стаканчик был заполнен. За сутки наполнится 60 таких стаканов, а это целое ведро воды, которого нам хватило бы провести утренние водные процедуры. Из своих наблюдений Ваня отметил, что не всегда рационально использует воду: иногда бывает, что чистит зубы, а кран открыт и вода струйкой бежит в канализацию; в детском саду дети моют руки, открыв кран полностью; моем посуду, держа кран открытым. Во время проведения эксперимента шли кратковременные дожди, и Ваня предложил подставить под стоки ёмкость для сбора воды и потом использовать эту воду для хозяйственных нужд. Мы собрали 3 ведра дождевой воды и полили ею цветы, а Ваня вместе с папой этой водой помыли машину. Таким образом, мы определили: Способы экономного расходования воды в квартире 1. Своевременно ремонтировать, разумно регулировать подачу воды и плотно закрывать водопроводный кран. 2. Не использовать питьевую воду для технических дел, а собирать дождевую воду для полива цветов, грядок и мытья машины. 3. Использовать унитаз со специальным уровнем заполнения. 4. Мыть посуду в посудомоечной машине с режимом экономии. 5. В душе чаще отключать кран, пока намыливаемся. А закончили мы наш эксперимент пословицей «Воду попусту не лей. Дорожить водой умей!». Я предложила Ване нарисовать рисунки на тему «Давайте беречь воду!» (Приложение №10). Вывод 1. Вода – не только самая распространенная, но и самая важная в природе жидкость. Достаточно сказать, что в воде зародилась жизнь. Без нее не возможно существование животных и растений. Жизнь есть только там, где есть вода. Без чистой пресной воды не может существовать и развиваться человечество, промышленность и сельское хозяйство. 2. В ходе исследования Ваня узнал, что водопроводные очистные станции – это довольно сложные предприятия с множеством различных цехов, сооружений, механизмов, оборудования и коммуникаций. Вода проходит длинный путь, прежде чем попасть в кран. 3. Во время наблюдения, проведения расчетов и замеров расхода воды в доме, мы выяснили, что наша семья расходует воду умерено - т. е. на бытовые и необходимые нам нужды. Больше всего воды мы расходуем на гигиену собственного тела, еду и питье. Среднее количество уходит на поддержание чистоты в нашем доме и на другие нужды. Проведя исследовательскую работу, мы с Ваней выучили несколько правил пользования водой. 1. Закрывать кран с водой. 2. Не пускать воду сильной струей. 3. Набирать столько воды, сколько необходимо. 4. Содержать реки, озера, пруды в чистоте и порядке, не засорять III этап. Обобщающий. На обобщающем этапе работы над нашим семейным экологическим проектом мы занимались его оформлением, сфотографировали этапы исследовательской деятельности, систематизацией проделанной работы, подведением итогов. Заключение. Подведя итоги нашей исследовательской деятельности, мы пришли к выводу, что полученные знания и представления о свойствах воды и ее значение для человека, Ваня усвоил. Во время наблюдения, проведения расчетов и замеров расхода воды в доме, выяснили, что наша семья расходует воду умерено - т. е. на бытовые и необходимые нам нужды. Теперь Ваня на практике применяет полученные знания, передает их своим сверстникам. Бережно относиться к использованию воды в доме. ЛИТЕРАТУРА 1. Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска» Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009г. 2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008г. 3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011г. 4. Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова; худож. С. В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007г. 5. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005г. 6. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013г. 7. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005г. 8. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005г. 9. Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2006г. 10. Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003г. 11. Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012г. | |
Категория: Педагог | Добавил: admin (17.11.2014) | |
Просмотров: 1788 |
Всего комментариев: 0 | |