Конспект НОД «Познание. Формирование целостной картины мира».
Тема: «Такие разные деревья».
Цели:коррекционно – образовательные: Уточнение, расширение знаний по теме «Деревья». Активизация словаря, совершенствование грамматического строя речи (Р.П. сущ.).
Коррекционно – развивающие: Развитие связной речи, зрительного внимания, мышления, координация речи с движением.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Материал:Демонстрационные картинки, игрушки: Крош, Савунья, листочки и плоды деревьев, презентация на тему «Деревья».
Ход занятия:
В: Ребята, идете вы по улице, играете на площадке, едите в машине, что вас окружает?
Д: Люди, машины, дома, деревья и т.д………
В: Послушайте стихотворение которое я вам прочту.
«Деревья».
Существует поверье,
И скажу не впервые:
Не губите деревья,
Все деревья живые.
………..
В:О чем это стихотворение?
Д: О деревьях.
В: Вот и сегодня мы с вами будем говорить о деревьях. И послушать нас пришли Крош иСавунья. Как вы думаете, что было бы, если бы деревья вдруг исчезли?
Д:Людям и всему живому нечем будет дышать, животным негде будет жить, нечем питаться, некуда прятаться, солнце сожжет землю и все живое погибнет.
В: Правильно, деревья выполняют очень важную роль для жизни и развития всего живого. Послушайте загадки о деревьях, слушайте внимательно, они помогут вам правильно назвать отгадку.
1. Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой косынке, в белом сарафане. /береза/
В: Какие слова вам помогли отгадать эту загадку?
Д: Белый сарафан, зеленая косынка.
В:У березы и на самом деле ствол белый, как сарафан, а форма кроны похожа на косынку. Это потому, что веточки березы тоненькие и свисают вниз. Листочки березы похожи на маленькие треугольники и осенью окрашиваются в желтый цвет. Береза – это лиственное дерево. /нужная иллюстрация помещается на доску/
2. Стоит над кручей богатырь могучий:
Плечи раздвинул, руки раскинул. /дуб/
В: А в этой загадке какие слова вам помогли ее правильно отгадать?
Д: Богатырь могучий.
В: Дуб и правда самое большое и могучее дерево, и ветки свои он раскидывает в стороны, как руки. Листья дуба похожи на язык. До поздней осени дуб стоит зеленым, а осенью его листья окрашиваются в желто – красный цвет. Дуб тоже лиственное дерево. /нужная картинка помещается на доску/
3. Весной зеленела, летом загорала,
Осенью надела красные кораллы. /рябина/
В: Назовите слова, которые помогли вам отгадать эту загадку.
Д: Это дерево весной зеленое, а осенью его листья ярко – красные. Несколько листочков удлиненной формы расположены вдоль длинной ножки. И рябина тоже лиственное дерево. /нужная картинка помещается на доску/
4. Сучки рогатые, плоды крылатые,
А лист ладошкой, с длинной ножкой. /клен/
В: Назовите слова – подсказки.
Д: Лист ладошкой, плоды крылатые……
В: Лист и правда похож на детскую ладошку, с острыми краями, которые осенью становятся желто – красными, оранжевыми, и семена клена называются крылатками. /нужная картинка помещается на доску/
Но плоды есть не только у клена. У березы сережки. У дуба желуди, а внутри желудя находится семечко. У рябины, ярко – красные ягоды, а внутри тоже спряталось семечко. /предлагаю детям найти плоды каждого дерева и поместить рядом с нужным деревом/. Ребята, а как вы думаете, почему деревья прячут свои семена?
Д: Спомощью семян деревья размножаются, и если их не прятать, то птицы могут их склевать.
В: Так в какое время года листья на деревьях меняют свой цвет?
Д: Осенью.
В: Как вы думаете, почему это происходит?
Д: ………..
В: Осенью солнце с каждым днем греет все меньше и меньше, день становится короче, а ночи длиннее и холоднее, листочки мерзнут и меняют свой цвет. Какого цвета они становятся?
Д: Оранжевые, красные, желтые, коричневые.
В: А называется это явление природы – листопад.
/упражнение на дыхание. Листопад, листопад, листья желтые летят. Дети проговаривают слова и сдувают листочки с ладошек/
В: Но есть такие деревья, у которых листочки и зимой и летом одним цветом. Это даже не совсем листочки. А какие это деревья, я скажу вам после маленькой разминки.
Физ. минутка.
Мы листики осенние, на веточках сидели. /руки в стороны, присесть/
Дунул ветерок и мы полетели. /встать, покружиться на месте/
Мы летели, мы летели и на землю тихо сели. /присесть/
В: Размялись. Послушайте загадку.
1. У меня длинней иголки, чем у самой рослой елки,
Ты меня везде найдешь, я колючая, как еж. /сосна/
У сосны не листочки, а самые длинные иголки? И иголки эти осенью не желтеют. У сосны медно – желтый ствол, и коричневые, плотные шишки на ветках. В створках шишек спрятала свои семечки сосна. Шишка сосновая круглая с вытянутым носиком, коричневая, корявая.
2. Русская красавица,
На Новый год всем нравится. /ель/
У ели иголочки короткие, плоские и тоже осенью не желтеют. Ствол ели темно – серого цвета, а шишки овальные, коричневые с нежными чешуйками. И семена свои ель тоже прячет в шишках. И ель и сосна – это хвойные, вечно зеленые деревья. /предлагаю детям разложить по корзинкам шишки ели и сосны/
М.М.Рук.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья мы считать.
Лист березы, лист калины, листик клена, лист рябины
Листики дуба мы соберем
Нашим гостям букет отнесем. /на каждое дерево загибают палец/
В: Ребята, сегодня мы с вами говорили о деревьях, о каких?/лиственных, хвойных/ Чем отличаются эти деревья друг от друга? /формой листа, веток, размером, плодами, цветом коры/ Как называются их плоды? У каких деревьев иголочки не желтеют? Как называются плоды этих деревьев? А сможете ли вы назвать с какого дерева этот листочек? Плод? /дерево – береза, а лист с березы/. Д/И: «С какой ветки эта детка?». /проводится игра/.
Итог: На закрепление материала предлагаю посмотреть презентацию «Деревья вокруг нас», и назвать знакомые деревья.
|