Дреманова Любовь Анатольевна, воспитатель 1 квалификационной категории, МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 34
Конспект занятия «Ребёнок и окружающий мир»
для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
- Лексическая тема: Водный и воздушный транспорт
- Тема: «Самолет хорошо, а корабль лучше»
Программные задачи: Уточнять, расширять и активизировать словарь детей по теме «Водный и воздушный транспорт». Обобщить и систематизировать знания детей о водном и воздушном транспорте. Развивать дыхания, нестандартное мышление, фантазию, творческое воображение, память, зрительное внимание и восприятие, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением. Продолжать учить находить выход из проблемных ситуаций. Воспитывать дружеские взаимоотношения, интерес к окружающему миру. Формировать навыки инициативности, доброжелательности.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа, просмотр видеозаписей, поощрения.
Предварительная работа: наблюдения, рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы.
- Оборудование: герои из Смешариков Пин и Кар – Карыч, стилизованные карточки с транспортом, «Городок Смешариков», макеты водного и воздушного транспорта, разноцветные самолетики из бумаги, мультимедийные презентации.
Ход занятия
1.Организационный момент:
Воспитатель: Дети, посмотрите, кто сегодня у нас в гостях?
Дети: Смешарики.
Воспитатель: Всем знакомы их имена?
Дети: Пин и Кар – Карыч.
Воспитатель: Как вы думаете, какая профессия у Пина? Пилот Он управляет кораблем. А Кар – Карыч?
Дети: Капитан. Он водит корабль по морю.
Воспитатель: Пин и Кар – Карыч все спорят, кто нужнее людям летчик или моряк? А как думаете вы, ребята? Не ссорьтесь, мы с ребятами поможем вам разрешить ваш спор. Дети, какой вы знаете воздушный транспорт? (самолет, вертолет, ракеты, воздушный шар). Почему он так называется?
Дети: Он передвигается по воздуху.
Воспитатель: Для чего нужен воздушный транспорт?
Дети: Чтобы перевозить людей на большие расстояния и разные грузы.
- Воспитатель: дети, кто из вас уже летал на самолете? Кто ведет самолет? Пилот и штурман. Они сидят в кабине, крепко держат штурвал. Кто является «хозяйкой» самолета? Стюардесса. Она проходит по салону самолета и следит за тем, чтобы пассажирам было удобно во время перелета. Для чего нужны парашюты?
- Дети: чтобы не разбиться, прыгая с самолета.
- Воспитатель: Самолет такой большой, как же можно взобраться на борт самолета пассажирам? По трапу(лестница на колесиках). Пин просил напомнить, что у самолета есть крылья, хвост, что окна в самолете называются иллюминаторы. Во время полета пассажиры смогут смотреть в иллюминаторы.
- Самолет сразу не взлетает. Ему нужно разогнаться по взлетной полосе. На нее же он будет и приземляться на колеса, которые у самолета называются шасси.
- Где приземляются самолеты?
- Дети: Аэропорт, аэродром.
- Воспитатель: Назовите виды самолетов?
- Дети: Пассажирский, военный, грузовой, пожарный, санитарный.
- Воспитатель: Вертолет по размеру меньше самолета, крыльев у него нет и взлетная полоса для разбега ему не нужна. Летчик в кабине включает приборы, начинает крутиться пропеллер и вертолет поднимается на нужную высоту. Представьте себя летчиком, который ведет вертолет.
- 2.Развитие мелкой моторики: «Вертолет»
Вот мотор включился, пропеллер закружился.
Без разбега ввысь взлетает, стрекозу напоминает.
Отправляемся в полет, полетел вертолет
- 3.Воспитатель: Из какого транспорта состоит флот Кар – Карыча? Пароход, яхта, лодка, катер, корабль. Весь он ходит по воде, значит, он будет какой (водный). Он для чего нужен?
- Дети: Перевозить людей и грузы по воде.
- Воспитатель: Кто управляет кораблем, теплоходом, пароходом? Капитан. Кто еще там работает?
- Дети: матросы.
- Воспитатель: Как называется место, куда приплывают корабли? Порт. Для чего нужен маяк? Для чего нужны паруса? Спасательные круги и якорь? Где можно встретить водный транспорт? (Море, реке)
- Кар – Карыч попросил рассказать вам, что повар на корабле называется кок, самый молодой матрос – юнга, комнаты – каюты, окна – иллюминаторы, а лестница, по которой на корабль поднимаются пассажиры – трап. А это палуба корабля.
- Воспитатель: Пин и Кар – Карыч ждут ответ на свой вопрос (Чья профессия важнее?). Давайте все «освежим» в своей памяти. /Включаю просмотр презентации по теме/
- Заспорив Пин и Кар – Карыч забыли передать нам ребята, что Смешарики приглашают нас в гости. Вы любите путешествовать? Тогда я приглашаю вас в путешествие на воздушном шаре. Занимайте места в корзине воздушного шара, я отвязываю веревку.
- 4.Физ. минутка «Тучка»
- 5. Игра «Хорошо - плохо»: Воспитатель: На воздушном шаре лететь хорошо, почему (Можно лететь по воздуху, увидеть много интересного).
- На воздушном шаре лететь плохо, почему? (Вверху воздух холодный, шаром трудно управлять).
- Ой, посмотрите, мы уже летим над морем. Какое оно огромное.
/Включаю запись шума моря/
- -Море это хорошо, почему? (Можно плавать. Нырять, загорать на берегу, море дом для разных рыб и других морских обитателей).
- -Море это плохо, почему?(Потому, что можно утонуть, оно разрушает берега и даже целые города. Корабль в шторм может утонуть).
- Мне кажется шар опускается, ой, мы упадем прямо в воду. Как же можно выбраться на берег? ( Ответы детей)
- Корзина опустилась на воду. Давайте будем грести руками, берег недалеко.
- А вот и берег.
/Включаю запись из мультфильма «Смешарики»/
- Выходите, мы с вами оказались в гостях у Смешариков. Они нас уже ждали и приготовили для вас яркие самолетики, хотите с ними поиграть?
Дети пускают самолетики.
- Воспитатель: Теперь, чтобы быстрее попасть в детский сад, закройте глаза, а я произнесу волшебные слова.
- Вот мы и вернулись из приятного путешествия с подарками от Смешариков.
- 6.Итог. Оценка. Куда мы с вами путешествовали? Что вам запомнилось? Что вы расскажете своим мамам?
|