Главная » Статьи » Методическая копилка » Педагог |
КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНО РАЗВИВАТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ
Суть познавательного развития - это работа с информационным материалом, обращение к некоторым элементам логического мышления, таким, как классификация, сравнение по признакам. Цель познавательного развития: - обогатить эмоционально, т.е. максимально приблизить к познавательным процессам дошкольника; - развивая логическое мышление ребенка, не подавить его интуицию; - обогатить речевую активность ребенка, словарный запас, поддержать на высоком уровне интерес в работе со словом, т.е. направить познавательное развитие в русло развития речи - главного завоевания дошкольного возраста. Объектом познания могут быть примеры из природы, тогда в качестве эмоциональной составляющей будут рисунки, фотографии, картинки, короткие образные занимательные зарисовки, обращенные к чувствам ребенка, народные загадки (поэтический образ), загадки, придуманные детьми по определенным правилам (свой художественный образ). Игры в загадки можно представить в определенном алгоритме, так чтобы дети последовательно и постепенно могли освоить поэтический мир фольклора. Для наглядности хочу представить этапы алгоритма познавательного развития детей на практических примерах. 1-й этап. Как нарисовать картинку не карандашом и кистью, а словами На этом этапе дети учатся интуитивно сопоставлять рисунок или картинку (зрительный образ) и народные загадки (словесный, поэтический образ). Как и в последующих разделах, для работы используются народные загадки на темы «Деревья» (сосна, ель, береза, осина), «Кустарники» (рябина, калина, шиповник, черемуха), «Семена» (пшеница, бобы, горох, подсолнух), «Ягоды» (черника, смородина, клюква, земляника), «Цветы» (ромашка, одуванчик, василек) и короткие истории-рассказы. ЗАГАДКИ Летом и зимой В рубашке одной. (Ель, сосна.)
Короткие истории-рассказы Можно ли сосну спрятать в спичечный коробок? Саму сосну нельзя, а вот семя спрятать можно. Да не одно, а много. Семя -удивительное создание природы. В маленьком объеме - вспомните семечко яблока, арбуза, одуванчика, тополя - содержатся все сведения о взрослом растении: о его высоте, количестве ветвей и листьев, форме. Для начала новой жизни семя содержит все необходимые питательные вещества. И это еще не все! Обычно семя имеет надежную защитную оболочку (вишня, слива, яблоко), она защищает сердцевину от неблагоприятных воздействий природы. Каких? Кто скажет? Правильно, от дождя, снега, мороза. Зачем береза поднимает 20 ведер воды на «шестой этаж»? На поверхности каждого листочка любого растения имеются очень маленькие (микроскопические) точечки, поры. Называются они устьица. А весь ствол растения - дерева, кустарника или стебелька травы - состоит из очень тоненьких трубочек - капилляров. Настолько тоненьких, что они почти невидимы. Все эти трубочки заполнены водой. Таким образом мелкие точечки - устьица - на поверхности листьев соединены через трубочки капилляры. В солнечный день вода испаряется с поверхности листьев через поры устьиц. Непрерывный подсос воды обеспечивается снизу, от корней. Так вода и растворенные в ней соли поступают ко всем клеткам pастения. Источник энергии для этого процесса - солнце. Наша любимая береза в погожий солнечный день «перекачивает» почти 20 литров воды на высоту 15 метров. Чтобы вы представили: это на высоту шестого этажа. У разных растений скорость подъема воды разная. У сосны, ели - 1-2 метра в час, у ржи - 40-50 метров в час. Если это лес, испарение воды через листья растений позволяет вернуть в воздух больше половины выпавшего снега и дождя.
Почему листья желтеют? Осенью листья на деревьях желтеют или краснеют, выцвemaют. Листья меняют цвет, потому что растение забирает из них ценные питательные вещества, которые понадобятся ему весной. Опавшие листья в лесу равномерным слоем устилают землю в течение всей зимы и первых весенних месяцев. Но это не бесполезный мусор, а своеобразное «одеяло», которое защищает семена от сильных морозов. Когда сойдет снег, опавшая листва как губка еще долго сохраняет в себе влагу, необходимую для прорастания семян. Старые листья как будто знают, что прорастающим семенам кроме влаги нужен еще и свет. В марте-апреле толстое «одеяло» листьев становится прозрачным для света. И только когда появятся первые всходы почвенные бактерии перерабатывают - «съедают» - старую листву, и она npeвpaщается в перегной - хорошее питание для деревьев и кустарников, которые ее же и сбросили. Зачем растения вывешивают флаги? Чтобы образовалось семечко цветок растения надо опылить. Это делают насекомые - пчелы, шмели, мухи, комары. Они садятся на цветок, берут у него сладкий сок - нектар – и опыляют растение, т.е. переносят на своих лапках и брюшке пыльцу с одного цветка на другой. Цветку необходимо тесное «общениe» с насекомым. Поэтому оно «paccкaзываeт» пчеле, что у него уже есть нектар. Способов передачи информации от растения к насекомому много. Главные: цвет, запах, а иногда даже тепло. Так что цветы - это особые «флаги», опознавательные знаки. Они их вывешивают для привлечения насекомых.
2-й этап. Как самому научиться «рисовать» словами картинку без карандашей и красок
На этом этапе дети учатся находить свойства и признаки природных объектов и сравнивать их с другими объектами, имеющими схожие характеристики. Такой прием - прекрасный познавательный материал для работы со словом. Если в ходе занятия возникают затруднения, педагог приходит на помощь - показывает картинки, характеризующие этот предмет, его действия, разыгрывает игры: «Какая она (он)?» или «Что делает?», «На что похож(а)?». Так дети легко находят сравнения. Например, волна - она упругая, как порыв ветра, прохладная, как глоток воды, ласковая, как котенок, плещущаяся, как утка, бегущая, как лавина. солнечный зайчик - он быстр, как ветер, ярок, как луч прожектора, ослепителен, как белый снег, неуловим, как тень; неустойчив, как маленький щенок. На основе этих характеристик составляются загадки.
3-й этап. Художники сами – рисуем словами Это раздел содержит народные загадки о природных явлениях и небесных телах (туча, дождь, снег, ветер, мороз, метель, туман, морозный узор, луна, солнце). Дети рассматривают рисунок (картинку), придумывают, какими «красками»-словами можно «написать» эту картину, отвечают на вопросы: «Какой(ая)?» или «Что делает?», «На что похож(а)?», «Чем отличается?». Затем слушают народные загадки и сравнивают свои слова-образы с теми, что придумал народ. В заключение следует эмоциональный рассказ педагога о природном явлении. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ Туча. Какая? На что похожа? Чем отличается? Белая, как вата, но в руки не возьмешь; мягкая, как подушка, но голову не положишь; легкая, как пух, но высоко в небе; величественная, как небо, но движется; парящая, как птица, но без крыльев. Что делает? На что похожа? Чем отличается? Плывет, как корабль, но не по волнам; летит, как самолет, но бесшумно; плачет, как великанша, но не всхлипывает; закрывает солнце, как дым, но глаза не … Снег. Какой? На что похож? Чем отличается? Белый, как мука, но пирогов не печет; пушистый, как сибирский кот, но гладить нельзя - руки замерзнут; мягкий как пух, но платка не свяжешь; рыхлый, как вата, но не из хлопка; твердый, как гранит, но падает с неба; хрупкий, как тонкое стекло, но в избе тает; хрустящий, как сухой лист, но холодный; острый, как нож, но огня боится; крупный, как кукурузные хлопья, но в воздухе кружится; вязкий, как глина, но посуду из него не сделаешь.
Почему на разрезе градины видны кольца? Град - это большие замороженные капли, выпадающие при сильных грозах. В грозовых облаках снег и дождь всегда вместе, рядом. Дело в том, что снежинки, падая в облако, замораживаются. Так образуются ледяные шарики. Достигая нижней части облака, эти шарики подхватываются мощными потоками воздуха и поднимаются к вершине грозового облака. У вершины облака ветер дует вверх уже не с такой силой (как у основания) и шарики опять падают вниз. При этом они немного увеличиваются в размерах. Такое движение вверх-вниз (внутри облака) может повторяться несколько раз, и чем больше повторяется, тем крупнее будут градины. Когда восходящий ветер у основания облака уже не может удержать градины и поднять их вверх, они выпадают в виде осадков. Если градину разрезать, можно увидеть кольца, как на срезе дерева. Число этих колец равно числу путешествий градины внутри облака вверх-вниз.
4-й этап. Отгадай загадку и придумай свою Этот раздел содержит народные загадки; рассматриваются характеристики насекомых (муха, комар, пчела). Последовательность знакомства: - рассказ педагога; - рассматривание рисунков; игры на тему «Какая (ой)?» или «Что делает?», «На что похож(а)?», «Чем отличается?»); - разучивание народных загадок; - составление по опоре своей загадки. КОРОТКИЕ ИСТОРИИ-РАССКАЗЫ Пчела Рассмотрим рисунок, на котором изображена пчела, попробуем медку и поговорим об этой труженице, о ее домике - улье, о том, как полезно это насекомое - и себя кормит, и человеку дарит лакомство. Пчела заботится о своих маленьких куколках, из которых появляются пчелки; она очень чистоплотна. Если в улей попадает грязь, пчела облепит свой домик прополисом - особой смолой - и убьет инфекцию. Эта смола тоже помогает человеку. Кто из нас заболеет, мед для него также первое лекарство. Выпьешь чаю, пропотеешь, и простуда пройдет. Из пчелиного воска человек изготавливает свечи. Вот она какая пчела, славная труженица и кормилица! 21-й день - и появилась новая пчелка! Появление каждой новой пчелы обставлено целой церемонией. Мама-пчела в сопровождении нескольких приближенных работниц-пчел ходит по сотам. Спутницы оказывают ей знаки внимания: нежно гладят ее, лижут язычком, постоянно носят отборный мед. Мама пчела вначале заглядывает в ячейку с которой снимается крышечка, даже всовывает туда головку, а затем опускает яйцеклад и кладет туда одно кругленькое, полупрозрачное яичко длиной 2 миллиметров. Покончив с этой работой, мама-пчела переходит к другой ячейке. Около отложенного яичка начинают хлопотать пчелы-работницы: они кладут около яичка немного студенистой жидкости, которая содержит мед, цветочную пыльцу, воду, и закрывают крышку ячейки. На четвертый день из яичка вылупляется личинка, которая начинает есть. Paбочие пчелы постоянно следят за тем, чтобы у личинки всегда была еда. Очень быстро – на шестой день - личинка становится большой, толстой и жирной. Рабочие пчелы следят еще за тем, чтоб личинка не замерзла. Если ей холодно, они согревают ее теплотой своего тела. На шестой день личинка окукливается, и «работницы» закрывают крышечку. На 21-й день после откладки яйца крышечка приподнимается, и из ячейки выползает новорожденная пчелка. Она потягивается, встряхивает крылышками, а окружающие пчелы толпятся вокруг нее, радостно приветствуют, облизывают, кормят медом. Через несколько часов пчелка принимается за работу, правда, первые две недели только внутри улья. Чтобы собрать 1 кг меда, пчелам надо летать 300 000 км (семь раз вокруг земного шара) и посетить 19 миллионов цветов. Где пчелы берут воск для сот в улье? Теперь пчелы начинают выделять на своем теле воск и строить ячейки. Своими лапками они ловко очищают с брюшка соседа тончайшие листочки воска, пережевывают его и, смешав со слюной, выводят из этого материала ровные постройки. Каждая пчела - это и поставщик материала, и работник, и архитектор. Все так усердствуют, что через несколько часов совместной работы в новом улье готов для начала небольшой сот. Только тогда пчелы отправляются за добычей. Сотвори свою загадку
5-й этап. Пусть всё, что живёт в загадку попадёт В этом разделе представлены насекомые, животные, птицы: муравей, жук, паук, таракан; заяц, волк, лиса, медведь, крот, еж, белка, мышь; свинья, лошадь, коза, овца, корова, собака, кошка; курица, петух, гусь; ворона, сорока, воробей; филин, дятел, ласточка; лягушка, змея, улитка, ящерица; рыба, рыба-сом, рак. (Раздел содержит животных, народные загадки и занимательные зарисовки.) Для игр достаточно произвольно объединить три-четыре особи.
- Дети слушают рассказы-зарисовки; - рассматривают тематические рисунки или картинки; - разбившись на команды или все вместе разыгрывают занимательные игры -«Какой(ая)?», («На кого или что похож?», «Что делает?», «Чем отличается?»); - составляют свои загадки по опорам. В произвольном порядке отгадывают народные загадки о животных. КОРОТКИЕ ИСТОРИИ-РАССКАЗЫ Заяц. Почему у зайца шкура тонкая? Чтобы от волка и лисы легче было убежать. Догонит хищник зайца, хвать его за бок, а заяц - рванулся сильнее, клок шкуры оставил в зубах преследователя да и был таков. Там, где кусок шкуры вырван, не выступит ни кровинки. Рана же быстро новой кожей да шерстью зарастет. Так что шкура тонкая у зайца в оборонных целях; как хвост у ящерицы - бросила и убежала, свою жизнь спасла. Косой ли заяц? У зайца глаза большие, выпуклые и расставлены так широко, что смотрят не только вбок, но и назад. Может, отсюда и пошла молва про зайца, что косой он. Неправда, заяц не косой.
Что у зайца на обед?
Зачем зайцу такие длинные уши? У зайца из всех органов чувств наилучший - слух. Заяц прижимается к земле, поднимает уши вертикально и, оставаясь невидимым, узнает обо всем, что творится далеко вокруг. Но если идет дождь, приходится складывать уши, сгибать, чтобы в них не попала вода, чтобы не заболеть. Так что в дождь приходится из травы или куста высовывать голову для выяснения обстановки, что опасно. Уши у зайца обладают еще одной замечательной особенностью - это своеобразный холодильник. В сильную жару они спасают зайца от перегрева - через тонкие большие уши заяц теряет треть своего тепла, и ему не надо высовывать язык, как это делает собака. ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИГРА Заяц. Какой? На что и кого похож? Чем отличается? Белый зимой, как комок снега, но не тает; серый (летом), как маленькое серое облачко, но не дождит; длинноухий, как ослик, но не кричит и-а; пугливый, как мышь, но большой; короткохвостый, как бульдог, но не рычит; пушистый, как оренбургский платок, но не наденешь на голову. Что делает? На что и кого похож? Чем отличается? Скачет, как мячик, но не резиновый; прыгает, как кенгуру, но маленький. Вначале сравнения, затем загадки
КОРОТКИЕ ИСТОРИИ Лисьи хитрости Птиц лиса ловит, притворившись мертвой. Она растягивается на траве, а когда пернатые, движимые любопытством, слетаются к ней, она ловко вцепляется в них. Свое логовище лиса устраивает с замечательной осторожностью. Обыкновенно нора глубокая и имеет несколько разных выходов на поверхность. Помещается нора в скрытных местах между корнями деревьев, под камнями, под кучами хвороста. Каждая лисья нора имеет сложный вид: три или четыре прохода глубоко под землей открываются в общую «комнату», имеющую значительные размеры. Из этой «комнаты» обитатели могут убежать в каждый из проходов. «Детская комната» небольших размеров и сообщается с центральной «большой комнатой» проходом. Обыкновенно в подземных питомниках «воспитывается» пять или шесть детенышей. В «главной комнате» и в некоторых проходах размещаются пищевые запасы.
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИГРА Лиса. Какая? На кого или на что похожа? Чем, отличается? Желтая, как солнце, но не светит; yмная, как сова, но не летает; хитрая, как жулик, но на четырех лапа; зубастая, как щука, но не живет в реке; осторожная, как сумерки, но живет в норе; остроносая, как колли, но овец не стережет; пушистая, как белка, но по деревьям не скачет. Что делает? На кого или что похожа? Чем oтличается? Заметает следы, как вьюга, но в трубе не воет; охотится, как кошка, но не мурлычет; тявкает, как щенок, но в будке не живет. - Народные загадки - Придумывание загадок Подготовила старший воспитатель И.А. Грицай | |
Категория: Педагог | Добавил: admin (17.11.2014) | |
Просмотров: 581 |
Всего комментариев: 0 | |