Главная » Статьи » Лещенко С.С. » Педагогическая копилка Лещенко С.С. |
Семья - наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение взрослеющего человека, поэтому семья представляет особый интерес для психологического исследования. Семья – это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. А что же такоеСемейные ценности – это то, что открыто одобряется и культивируется в кругу семьи. Комплекс идей и научных положений о роли семьи и семейного воспитания в развитии личности ребенка нашли отражение в работах А.Я. Варга, И.В.Гребенникова, А.С. Спиваковской, В.В. Столина,В.В.Юстицкого и других. Учеными установлено, что в детстве для ребенка нет ничего естественнее, чем ощущение любви и защищенности в своей семье; для него семья - источник самых трепетных эмоциональных переживаний. Анализ научных исследований и состояния проблемы детско-родительских отношений в российских семьях позволил выделить противоречия и недостатки воспитательного воздействия:
Таким образом мы выделили: Цель исследования: определить условия формирования ценностного отношения к семье в старшем дошкольном возрасте. Объект исследования – социализация дошкольников в семье Предмет исследования – процесс формирования ценностного отношения к семье в старшем дошкольном возрасте. Гипотеза исследования: процесс формирования ценностного отношения у старших дошкольников будет протекать успешно при соблюдении следующих условий:
Опытно-педагогическая работа была посвящена разработке методики формирования ценностного отношения к семье в старшем дошкольном возрасте. Для выявления особенностей восприятия детьми семьи и семейного микроклимата была проведена проективная методика «Моя семья», результаты которой были дополнены беседой с детьми, родителями, а также наблюдениями во время утреннего приема и ухода детей домой. В начале была проведена рисуночная методика - «Моя семья», Для выполнения методики детям были выданы стандартные листы бумаги для рисования (А4). Инструкция звучала таким образом: «Пожалуйста, нарисуйте свою семью». Остановимся на анализе типичных рисунков семей. На рисунке Максима присутствуют все члены семьи - это говорит о том, что у него нет негативных чувств к членам семьи. Он нарисовал Матвей нарисовал рядом с собой папу, а потом маму, что конечно, настораживает. В беседе с ребенком выяснили, что «мама много работает, ей некогда отводить меня в сад». Все персонажи имеют хорошую площадь опор Таким образом, на данных рисунках прослеживается высокая потребность ребенка в теплых семейных отношениях. Изображая себя на рисунке, дети чувствуют единение с семьей, родителями. Но есть и другие варианты изображения семьи, а, следовательно, проецирования типичных отношений в семье, и соответственно ценностей. Речь идет о рисунках, на которых дети «забыли нарисовать родителей или себя. Уменьшение реального состава семьи прослеживается в рисунке Маши . Зафиксирован следующий комментарий девочки: «забыла» нарисовать папу, а брат дома спит». Результаты интерпретации указывают на наличие конфликтных отношений с этими членами семьи. Отсутствие кистей рук у изображения самой девочки говорит о ее беспомощности в сложившейся ситуации конфликта между родителями. Оторванность от линии основания (земли) говорит о незащищенности мамы и дочери .Разнообразие позитивных, ярких цветов(включая выбор фона) говорит о положительном отношении к матери, размер фигуры - о ее авторитете для ребенка. Следующий рисунок и беседа с ребенком свидетельствуют о преобладании экономических, материальных ценностей в семье. Семья Вики состоит из трех человек: мать, отец и дочь. Отец работает и практически проживает вдалеке от семьи. Он приезжает редко и ненадолго. Из беседы с мамой было установлено, что приезжая домой, отец дарит ребенку дорогие подарки и тут же переключается на другие проблемы, больше уделяя внимание рассказам о своих успехах. Уезжая, папа обещает ребенку скоро вернуться, тем самым обманывая его. Девочка уже не верит отцу, легко переносит его отъезды и отсутствие, хотя очень рада новости, что скоро приезжает папа. (Скорее всего в ожидании сюрпризов). В своей работе Вика нарисовала маму посередине листа бумаги большого размера и себя. В повседневной жизни детского сада Вика постоянно вступает в конфликты с мальчиками. Она хочет быть самой главной. В игре "Семья" выбирает роль мамы, но дети отвергают ее. Девочке не хватает общения, внимания, оценки его достижений и это проявляется в играх. Следующий типичный случай нарушения гармоничных отношений в семье был спроецирован в рисунке Андрея. Себя он нарисовал в доме за закрытой дверью, отца на улице, мама на рисунке отсутствует. На вопрос: А где же мама находится,- мальчик ответил- "Она осталась дома, отдыхает. Наблюдения за поведением ребенка показали, что он проявляет робость, неуверенность, чаще всего играет с игрушками, избегая таки образом контактов с детьми, данную семью трудно назвать дружной. Были случаи, когда его забывали забрать из детского сада. Более серьезные проблемы возникают в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем. Это семьи социального риска, поскольку поведение взрослых членов семьи, их образ жизни не соответствует ценностям общества. В таких семьях чаще формируются личности с отклонениями в нравственном и психическом развитии. Постоянные скандалы, напряжение, страх приживаются в душе ребенка. Эти переживания нашли отражение в рисунке одного из наших воспитанников, у которого мать злоупотребляет алкоголем, мальчик нарисовала только старшего брата и сказала, «что он главный», отец на рисунке отсутствует. На формирующем этапе исследования мы придерживались позиции о том, что работа педагогов с родителями будет эффективной, если она тщательно спланирована. Для достижения эффективности поставленной нами проблемы мы пытались создать условия, способствующие созданию у родителей представления о семье как ценности и необходимости формирования ценностного отношения к ней у детей. В связи с этим, нами в формирующей части эксперимента была разработана программа для родителей «Семь+Я», которая включает в себя групповое родительское собрание, проведение семинара-практикума, проведения праздников с участием родителей. По каждой проблеме работа с родителями должна организовываться в два этапа: подготовительный этап и основной . Примерная структура занятий подготовительного этапа:
Примерная структура занятий основного этапа:
Далее мы составили тематическийпланработы с родителями по проблеме «Семья как ценность. Воспитание ценностного отношения к семье у дошкольников». 1 «Психологическая культура семьи».- родительское собрание. 2.«Семейные ценности и семья как ценность»- консультация 3.«Обеспечение в семье этической защиты ребенку».- консультация. 4 .Семья как фактор развития и воспитания личности ребенка.- родительское собрание. 5 .Праздничный концерт. 6. «Папа, мама, я – команда сильная». 7. «Ребенок - главная ценность семьи».- материал в уголок. 8. Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье.- Материал в уголок На родительском собрании на тему:«Семья как фактор развития и воспитания личности ребенка» акцент был сделан на принципах воспитания ребенка в семье и гармоничных взаимоотношений в семье как ценности. Совет, который был дан со ссылкой на авторитетных педагогов: главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек. Очень важную роль в воспитании ребенка играют диалог с ним и принятие его как полноценной, полноправной личности. На завершающем этапе исследования для сплочения семей воспитанников и проверки эффективности проведенной работы были спланированы мероприятия:
Теоретический анализ литературы позволил сформулировать следующие выводы: Семья остается наиболее привлекательной формой организации межполовых отношений и реализации родительско-воспитательских устремлений. Однако реальностью нашего времени являются снижение числа браков, увеличение количества разводов, снижение рождаемости. ценность семьи и семейных отношений на протяжении всего ушедшего столетия сохранялась для индивида как одна из самых значимых. | |
Категория: Педагогическая копилка Лещенко С.С. | Добавил: admin (18.11.2016) | |
Просмотров: 425 |
Всего комментариев: 0 | |