Главная » Статьи » Фоменко » Остров педагогических сокровищ

«Осень - очей очарование!»

Занятие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Осень - очей очарование!»


Программные задачи:
закрепить представления детей о признаках золотой осени;
расширять активный словарь детей именами существительными и именами прилагательными;
учить образовывать глаголы от имен прилагательных;
формировать звуковую культуру речи, совершенствовать произношение свистящих и шипящих звуков;
развивать навыки построения предложений, совершенствовать диалогическую сторону речи;
воспитывать интерес к детской художественной литературе.
Методы и приемы:
беседа, вопросы к детям, художественное слово, упражнение, указание, объяснение, моделирование.
Словарная работа:
Имена прилагательные, характеризующие особенности осенних листьев.
Материалы:
мяч; демонстрационная картина «Путешествие в осенний лес»; схема – модуль по теме «Признаки осени».
Предшествующая работа:
наблюдение за осенней погодой во время прогулки;
беседа о признаках осени;
разгадывание загадок о природных явлениях осенью;
рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы;
чтение стихов и рассказов об осени.
Ход.
Воспитатель: - Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем дуб некогда зеленый.
Утешает осень: не жалейте лета,
Посмотрите, роща золотом одета.
В: - О каком времени года это стихотворение? Какая осень в стихотворении? Дети, сегодня мы с вами поговорим о золотой осени - самом ярком времени года. Но вначале давайте подготовим свой язычок.
Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок».
1.Язычок просыпается.
(рот открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости)
2.Язычок выглядывает из домика.
(рот открыт, узкий направленный язык выдвинут вперед)
3.Язычок смотрит по сторонам.
(рот открыт, узкий направленный язык поворачивается налево и направо)
4.Язычок тянется к носу и к подбородку.
(рот открыт, направленный язык поднять вверх, тянуться к носу, затем опустить вниз, потянуться к подбородку)
В: - Ребята, повторяйте вместе со мной.
Упражнение «Веселый язычок».
Дети вместе с воспитателем протяжно произносят гласные звуки, держат при этом руку на шее: - а - о - у - и - ы - э - е.
В: - Дети, какие это звуки?
Д: - Гласные.
В: - Почему вы так думаете?
Д: - Эти звуки тянутся, голосок дрожит.
В: - Какие еще бывают звуки?
Д: - Согласные.
В: - Давайте поиграем с согласными звуками.
Упражнение на звукопроизношение свистящих и шипящих звуков.
- с - с - с - с;
- са - со - су - сы;
- ш - ш - ш - ш;
- ша - шо - шу - ши.
Воспитатель обращает внимание детей на положение языка и щек во время упражнения.
Заучивание чистоговорки:
« Шла Саша по шоссе и сосала сушку».
Дети произносят чистоговорку сначала медленно, четко артикулируя каждый звук. Затем в ускоренном темпе. Тихо и громко.
Дидактическая игра «Закончи фразу».
Педагог предлагает детям встать в круг, поиграть с мячом и закончить фразу. Он называет глагол, бросает мяч ребенку, тот заканчивает фразу и возвращает мяч.
- Моросит … (дождь).
- Дует … (ветер).
- Вянут … (цветы).
- Желтеют … (листья).
- Льет … (ливень).
- Опадают … (листья).
- Улетают … (птицы).
- Созревают … (фрукты и овощи).
- Собирают … (урожай).
В: - Осень, как искусный художник, выбирает самые яркие краски. Ребята, давайте осенним листочкам подарим самые красивые слова.
Словесная игра «Подбери слова».
Дети подбираю слова, характеризующие осенние листья.
(красивые, большие, маленькие, легкие, воздушные, желтые, красные, оранжевые, коричневые, пурпурные, красочные, разноцветные, ажурные, пестрые, радостные, веселые, яркие)
- Листья рябины красные. Значит они что сделали? (покраснели)
- Листья клена желтые. Значит они что сделали? (пожелтели)
- Листья березы золотые. Значит они что сделали? (позолотились)
- Листья были красивые, а стали еще … (красивее).
В: - Ребята, подул сильный ветер. Покажите, как кружатся листочки.
Физ. минутка «Осенние листочки».
Листья осенние тихо кружатся. (Кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся. (Приседают.)
И под ногами шуршат, шелестят . (Движения руками из стороны в сторону.)
Будто опять закружиться хотят . (Поднимаются, кружатся.)
Дети садятся на стульчики.
В: - Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Скажи по-другому». Я буду произносить предложение, а вы должны его продолжить. Будьте внимательны.
Словесная игра «Скажи по-другому».
Педагог произносит словосочетание и дает образец образования относительного прилагательного. Затем просит детей изменить словосочетание по предложенному образцу.
- День, когда идет дождь, какой? (Дождливый.)
- День, когда дует ветер, какой? (Ветреный.)
- Дождик, который идет осенью, какой? (Осенний.)
- Погода, когда часто идут дожди, какая? (Дождливая.)
- Погода, когда часто дуют ветры, какая? (Ветреная.)
- Погода, которая бывает осенью, какая? (Осенняя.)
В: - Дети, осень так прекрасна, что ее красоту описывали и писатели, и поэты, и художники. Перед вами картина «Осенний лес». Сейчас, глядя на нее, вы послушаете отрывок из рассказа Г.Скребицкого «Четыре художника», обратите внимание на то, как писатель описывает осенний лес.
Чтение отрывка из рассказа Г.Скребицкого «Четыре художника».
Беседа с детьми с использованием схем.
1.Какое время года наступило?
2.Что можно сказать об осеннем небе?
3.Какой осенью дождь?
4.Что произошло с листьями на деревьях?
5.Какой дует ветер? Что происходит с листьями?
6.Почему люди оделись теплее?
7.Где люди собирают урожай?
8.Куда улетают перелетные птицы?
Дети отвечают на вопросы. Педагог следит за построением предложений.
В: - Ребята, вам нравится осень? Почему? (Ответы детей)
Ходит осень по дорожке, промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета. Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень. Ветер с клена листья сбросил.
Под ногами коврик новый. Желто-розовый, кленовый.
Дети, о чем мы с вами сегодня говорили на занятии? Какая сейчас осень? Что мы можем сказать об осенней погоде? Сейчас мы с вами пойдем на прогулку и полюбуемся красотой осенней природы.

 

Категория: Остров педагогических сокровищ | Добавил: admin (11.11.2014)
Просмотров: 429 | Теги: «Осень - очей очарование!»
Всего комментариев: 0