Главная » Статьи » Фоменко » Лаборатория Почемучки

ЗВУКИ ВОКРУГ НАС

Опытно-экспериментальная деятельность
с детьми старшего дошкольного возраста

Образовательная область «Познавательное развитие»

 

Звуки вокруг нас

 

Программные задачи:
- формировать умение классифицировать звуки по характеру и звучанию (стучащие, шуршащие, звенящие);
- познакомить с возможностью озвучивать стихи с помощью знакомых шумов и звуков;
- закрепить умение четко выделять звук «ш» в слове, правильно и отчетливо его произносить;
- развивать слуховое восприятие, любознательность, наблюдательность;
- воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
    Материалы:
- осенние листья;
- куклы – самоделки Шуршунчик и Туки – Тук;
- шуршащие пособия «Уголка звуков»;
- пластмассовые коробочки с крупой, трубочки, пластинки, камешки;
- музыкальные инструменты.
    Словарная работа: звук, звучит, шуршит, стучит, скрипит, звенит.
    Предшествующая работа:
- обратить внимание детей на шуршание опавших листьев под ногами во время прогулки;
- привлечь внимание детей к бытовым шумам в повседневной жизни;
- во время проведения артикуляционной гимнастики обратить внимание на то, какие звуки произносит речевой аппарат человека.
Ход.
    Воспитатель, читая отрывок стихотворения, разбрасывает осенние листья:
        Листопад, листопад, листья желтые летят,
        Под ногами шелестят, скоро голым станет сад.
                        В. Мирович
    Воспитатель: - Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? Почему вы так думаете? Докажите мне! 
    Ответы детей.
    В.: – Вы хотите поиграть в интересную игру? Она называется «Найди такой же лист». По моему сигналу вы должны поднять с пола любой листочек и найти детей, у которых листья с такого же дерева. Стать с ними в один круг, составив осенний букет.
Дидактическая игра «Найди такой же лист».
    В.: – Какие яркие осенние букеты у нас получились. Ребята, а вы помните, какие звуки издавали листья, когда мы играли на прогулке?
    Ответы детей.
    В.: – Осенью с деревьев опадают листья, как ковер они укрывают землю и шуршат под ногами у прохожих. Мне так нравится звук шуршащих листьев! А вам, ребята? Почему?
    Ответы детей.
    В.: – Ребята, а мы можем сейчас, не выходя на улицу, в группе услышать шуршание опавших листьев? Как это можно сделать? Что нам поможет?
    Дети предлагают различные варианты, пробуют извлечь звуки из разнообразных предметов окружающей среды. Сравнивают получаемый звук с шуршанием опавших листьев. Приходят к выводу, что больше всего звук опавшей листвы напоминает шуршание сминаемой бумаги.
    В.:  – Дети, давайте представим, что листьев нападало много – много, и мы все вместе идем по ним (все дети вместе с воспитателем одновременно шуршат бумагой).
     Воспитатель привлекает внимание детей к звуку «ш-ш-ш», читает стихотворение:
        Шорох, шептанье, шумок под окном,
        Шлепанье легкое. Кто это? Гном!
        Ш-ш-ш! Там за шторами, возле окна
        Шустрым мышонком шуршит тишина.
    Дети находят на подоконнике Шуршунчика.
    В.:  – Ой, кто это? Ты откуда взялся?
    Шуршунчик: - Здравствуйте, ребята! Я – Шуршунчик. Меня позвали ваши шуршащие звуки, я их очень люблю! Проходя мимо вашей группы, услышал, будто опавшие листья шуршат. Я решил посмотреть, так ли это.
    Дети рассматривают Шуршунчика, приходят к выводу, что он и сам издает шуршащие звуки.
     В.:  – Шуршунчик, а где ты живешь?
    Ш.:  – Я живу в «Уголке звуков», у меня много предметов, которые шуршат. Хотите пойти ко мне в гости?
    Дети с воспитателем идут в «Уголок звуков», где исследуют расположенные в нем предметы, сравнивают, на что похожи издаваемые ими звуки. 
Дидактическая игра «Что так звучит?».
    Воспитатель обращает внимание детей на то, что некоторые звуки издают стучащие звуки. Появляется Туки – Тук.
    Ш.:  – Друзья, в «Уголке звуков» я живу не один. У меня есть подружка, ее зовут Туки-Тук. Как вы думаете, какие звуки она любит больше всего?
    Ответы детей.
    Туки-Тук:   – Больше всего я люблю играть на барабане. Хотите со мной поиграть? Но барабан у меня один, что же нам делать? 
    Ответы детей. 
    В.:  - Ребята, помогите найти стучащие предметы.
    Дети в ходе эксперимента отбирают предметы, издающие стучащие звуки и имитируют ими барабанную дробь во время чтения стихотворения воспитателем стихотворения Григоре Виеру «Ежик и барабан»:
        С барабаном ходит ежик, бум – бум – бум!
        Целый день играет ежик. Бум – бум – бум!
            С барабаном за плечами, бум – бум – бум!
            Ежик в сад забрел случайно. Бум – бум – бум!
        Очень яблоки любил он, бум – бум – бум!
        Барабан в саду забыл он. Бум – бум – бум!
            Ночью яблоки срывались, бум – бум – бум!
            И удары раздавались. Бум – бум – бум!
    В.:  - Ребята, сегодня мы говорим с вами о звуках. Что же такое звук? 
    Ответы детей.
    В.:  - Дети, а можно увидеть звук? Как его можно почувствовать?
    Д.:  - Звук можно услышать.
    В.:  - Какая часть тела поможет нам в этом?  (Уши)
    В.:  - Ребята,  какие могут быть звуки?   
Д.:  - Шипящие, свистящие, звенящие, стучащие.
В.: - Мир звуков вокруг нас так многообразен. Я предлагаю вам с помощью различных предметов найти звук, похожий на тиканье часов (шум леса, весеннюю капель, стук дятла, шум прибоя).
Дети экспериментируют, находят наиболее похожие звуки.
В.: - Молодцы, ребята! Вы замечательно справились с заданием. Спасибо вам, Шуршунчик и Туки-Тук, что научили нас различать звуки, подражать им. Дети, вы хотите для наших гостей с помощью различных звуков исполнить наши любимые мелодии? Тогда выберите себе предмет, звук которого вам нравится больше всего.
Дети исполняют детские мелодии.
В.:    - Шуршунчик, Туки-Тук, вам понравилось? Мы рады были с вами познакомиться! Оставайтесь жить с нами в группе.
Дети размещают игрушки в «Уголке звуков».

Категория: Лаборатория Почемучки | Добавил: admin (30.12.2014)
Просмотров: 761
Всего комментариев: 0