Главная » Статьи » Фоменко » Лаборатория Почемучки

ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Консультация для воспитателей ДОО на тему:


«Эксперимент как метод экологического образования дошкольников»

 

    Эксперимент (лат.  experimentum)  – метод познания, при помощи которого в специально подготовленных условиях исследуются явления действительности. Отличаясь от наблюдения активным практическим воздействием на изучаемый объект, эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретации его результатов. Эксперимент, как практическая деятельность, выполняет функцию критерия истинного научного познания.
    Эксперимент как метод исследования возник в естествознании нового времени (У. Гильберт, Г. Галилей). Впервые он получил философское осмысление в трудах Ф. Бэкона, разработавшего первую классификацию экспериментов.
    Современная наука использует разнообразные виды экспериментов:
- качественный эксперимент, имеющий цель – установить наличие или отсутствие предполагаемого теорией явления;
- измерительный эксперимент, выявляющий количественную определенность какого-либо свойства объекта;
- мысленный эксперимент – система мыслительных, практически не осуществляемых процедур, проводимых над исследуемым объектом.
    Наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания. Это подчеркивали философы и выдающиеся педагоги, высказывания которых приведены ниже.
Я.А. Коменский, 1658 г.: «Основной предпосылкой для того (успешного обучения) является требование, чтобы чувственные предметы были правильно представлены нашим чувствам…».
И.Г. Песталоцци, 1805 г.: «… созерцание (чувственное восприятие) человеком самой природы является единственным истинным фундаментом обучения, так как оно является основой человеческого познания».
Н.Н. Поддьяков, 1997 г.: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».
    Экспериментирование связано и с другими видами деятельности: чтением художественной литературы, музыкальным и физическим воспитанием, но данные связи выражены не настолько ярко.
    Огромное значение  детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития дошкольников. В процессе эксперимента происходит развитие восприятия, внимания, памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, классификации и сравнения, обобщения. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать ранее выдвинутые гипотезы. 
    Толчком для экспериментирования часто служит удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Поэтому в современной педагогике используются все виды экспериментов:
- случайные наблюдения и эксперименты, не требующие специальной подготовки, и идущие от потребности ребенка;
- заранее запланированные;
- эксперименты как ответы на детские вопросы.
    Эксперименты проводятся в искусственно созданных условиях, из сложного многообразия естественных влияний на организм отбирается и исследуется лишь интересующий фактор.
    Обучающий эксперимент состоит из следующих этапов:
- постановка вопроса, обуславливающего цель деятельности;
- технический и организационный инструктаж;
- проведение опыта;
- фиксация результатов;
- выводы, отвечающие на поставленный вопрос.
    В ДОО используются несложные эксперименты – опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Специально организованные опытные ситуации позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности исследуемого объекта, они побуждают детей сравнивать, сопоставлять, развивают восприятие, мышление, наблюдательность. В опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, детей подводят к суждениям и умозаключениям, установлению причинно-следственных связей.
    Организация экспериментальной деятельности, носящей развивающий характер, строится на выполнении педагогом следующих условий:
- умение стать реальным участником совместного поиска;
- умение включиться в фактически осуществляемый ребенком опыт.
    Опыт должен стоиться на основе имеющихся представлений. Дошкольнику должны быть понятны его цель и задачи. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред исследуемым объектам живой природы. При проведении эксперимента дети должны быть активными участниками. При обсуждении результатов опыта педагог подводит их к самостоятельным выводам и суждениям. В детском саду проводятся опыты с объектами как живой, так и неживой природы, они могут быть использованы в игровой, трудовой, а также образовательной деятельности. 
    Таким образом, включая детей в процесс поиска причины того или иного физического явления, создают предпосылки формирования у дошкольника новых практических и умственных действий. Результатом детского экспериментирования выступает приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение  словарного запаса и обогащение речевого общения.

Категория: Лаборатория Почемучки | Добавил: admin (30.12.2014)
Просмотров: 885
Всего комментариев: 0