Главная » Статьи » Педагогика » Тропа здоровья

Дорошенко Н.В. - инструктор по физической культуре. Консультация для "Формирование двигательной активности, как средство оздоровления детей"

"Формирование двигательной активности, как средство оздоровления детей"

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность (естественная потребность в движении). В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем. Первые семь лет - это годы бурного психического и физического развития ребёнка, организм которого и его функции ещё далеко не совершенны и легко подвергаются различным воздействиям. Вот почему так важно, чтоб в этот период развития детей мы обеспечили им правильную организация физического воспитания детей в повседневной жизни. Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагог и родители станут союзниками. В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и задачи. Не только педагог, но и родители легко могут заниматься с детьми. Двигательная активность способствует: Повышению устойчивости организма к различным заболеваниям. Росту физической работоспособности. Нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем. Появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья. Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, динамические паузы и т.д. Утренняя гимнастика (в ДОУ и дома) является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака, в течение 10-12 мин на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в зале (комнате), все форточки и фрамуги остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме (пижаме), босиком. Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах: · Традиционный комплекс утренней гимнастики · Утренняя гимнастика в игровой форме · С использованием полосы препятствий · С включением оздоровительных пробежек · С использованием простейших тренажеров. Двигательная разминка Проводится в перерыве между занятиями. Она позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы. Основное ее назначение состоит в том, чтобы предотвратить развитие утомляемости у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка может состоять из 3-4 игровых упражнений типа «Кольцебросс», «Узнай по голосу», «Закати в лунку шарик», «Удочка», «Бой петухов», а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. Игровые упражнения должны хорошо быть знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительными по времени (10-12 мин.), доступны детям с разным уровнем ДА. Дети могут в любой момент войти и выйти из игры. В конце двигательной разминки детям предлагаются дыхательные упражнения. Продолжительность двигательной разминки не более 10минут. Местом проведения может быть любое хорошо проветриваемое помещение. Физкультминутка (кратковременные физические упражнения) проводятся в средней, старшей и подготовительной группах в перерывах между занятиями, а также в процессе самого занятия. Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики. Физкультминутка в процессе самого занятия может быть проведена сидя или стоя у стола, за которым дети занимаются. Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание туловища, движение рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку, шага на месте. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста могут проводиться в различное время дня в соответствии с режимом каждой возрастной группы. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность. Индивидуальная работа с детьми по физическому воспитанию строится на основе знаний возрастных и тщательного изучения индивидуально-типологических особенностей детей. Педагог (родитель) не только предлагает ребёнку правильно выполнить упражнение, например по его образцу, но и старается вызвать интерес к задаче. Объединение детей и взрослого целесообразно при проведении подвижных игр с правилами. Оздоровительный бег на воздухе в среднем темпе является важнейшим средством воспитания общей выносливости у дошкольников. Оздоровительные пробежки с детьми старшего дошкольного возраста целесообразно проводить 2 раза в неделю во время утренней прогулки. При проведении оздоровительного бега должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к детям. Детям 5-6 лет с высоким и средним уровнем ДА предлагают пробежать два круга (500м), а детям с низким уровнем ДА – один круг. Дети 6-7 лет с высоким и средним уровнем ДА пробегают 3-4 круга, а малоподвижные – 2 круга. Вначале проводиться небольшая разминка для всех групп мышц. Оздоровительный бег заканчивается ходьбой с выполнением упражнений на дыхание и упражнений на расслабление. Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Эту гимнастику следует проводить при открытых фрамугах 7-15 минут. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики: - разминка в постели и самомассаж; - гимнастика игрового характера; - с использованием тренажеров или спортивного комплекса; - пробежки по массажным дорожкам. Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Рекомендовано проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю первой половине дня (одно на воздухе). Основные типы физкультурных занятий: · традиционное · тренировочное · игровое · сюжетное · с использованием тренажеров простейшего и сложного устройства · по интересам · тематическое · комплексное · контрольно-проверочное Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности. Наряду с перечисленными формами двигательной активности немаловажное значение имеет активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия. К таким мероприятиям относится день здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. ЗДОРОВЬЯ ВАМ!

Категория: Тропа здоровья | Добавил: Inna (23.11.2016)
Просмотров: 119
Всего комментариев: 0
Name *:
Email:
Subscription:1
Code *: