Главная » Статьи » Педагогика » Советы психолога

Здоровье и развитии ребенка начинается, прежде всего, с организации здорового образа жизни в семье.

 

 ПЕДАГОГ –ПСИХОЛОГ        Лукашова Алла  Владимировна

 

   Обычаи жизни в семье, отношения между взрослыми, вся обстановка очень влияет на детей. Воспитание — это ежечасное и ежеминутное занятие, в котором принимают участие в основном два человека: отец и мать. Вместе они несут ответственность за то, каким вырастет их ребенок.

   Уже в самом раннем возрасте необходимы два условия для того, чтобы энергия ребенка и его нервная система укреплялись: спокойная жизнерадостность и чувство уверенности. Эти условия зависят от характера влияния ближайшего окружения и социальной среды.

   Воспитывать вашего ребенка будут и ваш дом — пусть скромно обставленный, но аккуратный и чистый; и яркая чашка, из которой малыш пьетмолоко; и ваше доброжелательное отношение к его бабушке и дедушке — вашим родителям. Но основой любой системы воспитания должно быть любовь.

   Уважение к ребенку в семье, родительское тепло и доброжелательность воспитывают в нем откровенность, нежность и признательность.

   Уважение к ребенку проявляется в доверии к его возможностям (я сам!), его относительной независимости от взрослых, к его праву на самостоятельную жизнь (например, в разнообразных играх вместе с друзьями),к признанию его человеческого достоинства.

   Именно в семье начинают формироваться те качества, чувства, привычкии навыки общественного поведения, от которых зависит, каким вырастетчеловек: будет он трусливым, безвольным, озлобленным или духовнобогатым, физически красивым, высоконравственным и добрым.

 

Забота о здоровье и развитии ребенка начинается, прежде всего, с организации здорового образа жизни в семье.

   Здоровый образ жизни — это и благоприятный эмоциональный климат
в семье, дружеское доброжелательное отношение родителей друг
к другу и ребенку, правильно организованное рациональное питание,
культивирование подвижных упражнений, игр на воздухе, достаточная трудовая активность и, конечно, образцовое поведение взрослых, их  отрицательное отношение к алкоголю и курению.

   Весь быт и уклад семьи имеет большое значение для нормального развития ребенка. Отрицательно влияют на нервную систему и на личность
детей расхождения в вопросах воспитания между взрослыми. Также на
формировании личности ребенка деструктивно отражаются не только
лишняя ласка и потакание капризам, но и чрезмерная суровость,

постоянные запреты в удовлетворении естественных желаний и нужд.

   Правильно организованный режим дня дома обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, защищает нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для физического и психического развития малыша. При несоблюдении режима можно наблюдать отклонения в поведении, капризность, резкое повышение и снижение возбудимости, плохой сон, отсутствие аппетита и т. п.

 

Требования взрослых должны быть целесообразными, понятными ребенку и постоянными.

   Не рекомендуется надоедать постоянными объяснениями, напоминаниями, почему надо выполнять то или иное правило, лучше следить и укреплять ребенка в его правильных поступках.

   Учитывая желания ребенка, надо все-таки постепенно приучать его к установленным в семье правилам. С первых лет жизни он должен усвоить, что кроме слова «хочу» есть слова «надо», «нельзя», «можно». Систематически контролируемые, единодушно предложенные ребенку всеми членами семьи, такие правила вырабатывают привычки культуры поведения. И приучать к этому надо спокойно, ласково, но вместе с тем настойчиво и убедительно.

   Не следует злоупотреблять слишком частыми поощрениями за выполнение правил поведения, это может привести к снижению родительского авторитета. Положительный пример родителей — лучший способ воспитания положительных качеств ребенка.

   Помните, что именно в семейном кругу закладываются и начинают развиваться моральные и этические качества ребенка. Любовь к людям, чувство дружбы, забота и уважение к старшим, стремление помогать более слабым и меньшим, доброта, честность — все это зарождается в семье.

 

   Большое значение для правильного воспитания ребенка имееторганизация обстановки в семье, которая предусматривает обеспечение определенных условий для активной деятельности ребенка. Если нет детскойкомнаты, нужно выделить хотя бы детский уголок, где был бы столик,стул, цветок на окне, ящик с полочками, отведенными для книжек, рисунков, карандашей, бумаги для рисования, игрушек. Когда ребенок
повзрослеет, там могут быть краски, клей для аппликации, пластилин, на-
стольные игры, «строительный» материал, кубики, словом, все для

игровой и трудовой деятельности. Все должно отвечать возрасту ребенка.

   Наличие своего уголка воспитывает элементы самостоятельности. Ребенок приучается поддерживать порядок, класть все на место. Родителям
не стоит забывать о важности похвалы, следует сопоставлять порядок
в комнате и детском уголке. Ребенок получает положительные эмоции
от восприятия окружающей чистоты, аккуратности.

 

Книга не только источник знаний, но и средство художественного воспитания.

   Она спутник человека на протяжении всей его жизни. Приучайте своего малыша с детства любить и беречь книгу.

   Книги для детей, как правило, ярко иллюстрированы. Рассматривая вместе с ребенком иллюстрации, не торопитесь. Ставя вопрос, акцентируйте
внимание на деталях, объясняйте, какой текст иллюстрирует эта картинка. Пусть ребенок припоминает, сверяет. Все это приучит внимательно,
осмысленно рассматривать то, что изображено на картинке.

   Художественная литература обогащает жизненный опыт ребенка. В ней
рассказывается о жизни и деятельности людей: об их работе, взаимоотношениях, о подвигах героев, о красоте родной природы, раскрываются характеры и мотивы поведения. Все это влияет на чувства ребенка, заставляет его переживать, волноваться за судьбу персонажей — одним сочувствовать, других осуждать.

   Книга помогает ребенку познавать мир.

   Художественные произведения, которые вы читали или рассказывали,
существенно влияют на ребенка, на формирование личности, оставляют
в его душе глубокий след, признательность за то, что вы ввели его в мир
прекрасного.

  

   Связная речь ребенка развивается в постоянном языковом общении.

 

   Детям присуща потребность поделиться своими мыслями, переживаниями.
Установлено, что внимание взрослого к тому, что рассказывает в данный
момент ребенок, заинтересованность разговором существенно влияют
на развитие речевой активности.

   Знакомя ребенка с окружающим миром, расширяя его мировоззрение, приучая обозначать все словом (названия, действия), вы оказываете
содействие формированию мышления и удовлетворению потребности
в языковом общении. Ребенок стремится говорить так, чтобы его понимали и поощряли за это.Взрослому, который общается с малышом, в первую очередь вам, родителям, следует учитывать, что всестороннее развитие речи является непременной предпосылкой успешного обучения в школе, усвоения грамоты.

 

ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

 

1. Подбор к предмету действий глаголов

  • Что делает солнце? Дождь? Ветер? Снег? Мама?

2. Добавление пропущенных слов

Я хочу рисовать, мне нужен... (карандаш).

  • Почтальон принес... (письмо, газету).
    Такие игры развивают речь, расширяют запас слов, учат правильно подбирать нужные слова.

3. Правильное построение предложений

  • Мама пошла в магазин... (зачем?)
    Мальчик взял лыжи и пошел... (куда? зачем?)
    Мы пойдем гулять, если...
    Все сняли зимнюю одежду, так как...
    Более взрослым детям можно загадывать загадки.

 

 

Категория: Советы психолога | Добавил: admin (31.05.2016)
Просмотров: 427
Всего комментариев: 0