Главная » Статьи » Методическая копилка » Психолог

Сензитивность

Сензитивность

Педагог – психолог А.В.Лукашова

 

Сензитивность — особая чувствительность, восприимчивость к определённым внешним воздействиям. Термин предложен итальянским учёным М.Монтессори, которая считала дошко­льное детство «сензитивным возрастом», т.е. этапом наибольшей восприимчивости к воспита­тельным воздействиям. Впоследствии это представление было уточнено и конкретизировано. В исследованиях ряда педагогов и психологов было показано, что на протяжении детства могу! Быть выделены особые этапы — так называемые сензитивные периоды, в которых ребёнок наи­более чувствителен, к определенным влияниям и восприимчив к приобретению определённых способностей. Так, сензитивный период для развития речи — 1-3 года. Если ребёнок в этом возрасте воспитывается в обеднённой речевой среде, в условиях недостаточного речевого об­щения, это приводит к заметному отставанию в речевом развитии; компенсировать это отстава­ние впоследствии оказывается весьма затруднительно. Установлено также, что в возрасте около 5 лет дети особенно чувствительны к развитию фонематического слуха; попрошествии этого срока такая чувствительность снижается. Сензитивный период для развития письма – 6 – 8 лет.

     Сензитивные периоды — это оптимальные сроки развития определённых психиче­ских способностей. Преждевременное по отношению к сензитивному периоду начало обуче­ния (например, письму) бывает малоэффективным, оно также вызывает у ребёнка нервное и физическое перенапряжение, чреватое эмоциональными срывами. Но и обучение, начатое со значительным опозданием по отношению к сензитивному периоду, приводит к невысоким ре­зультатам; нормальный уровень соответствующей способности может быть вообще не достиг­нут. Таким образом, в обучении и воспитании необходимо согласование педагогических воз­действий с возрастными возможностями ребёнка. Наряду с описанной возрастной сензитивностью в психологии выделяют также так называемую характерологическую Сензитивность, кото­рая проявляется в обострённой эмоциональной восприимчивости к внешним воздействиям определённого рода. Такая сензитивность, проявляющаяся в частности, в особой чувствитель­ности к настроениям и взаимоотношениям окружающих людей, выступает основой понимания личностных переживаний, способности к сопереживанию. В этом смысле она выступает как положительная черта. Но в то же время характерологическая сензитивность делает человека более психологически уязвимым, на её почве может развиться болезненная ранимость и обид­чивость, а в особо неблагоприятных случаях – и невротические нарушения. В общении с ре­бёнком, для которого характерна повышенная эмоциональная чувствительность, родителям следует быть особенно внимательными, избегать резких приёмов педагогического воздействия. Воспитание эмоций и воли должно быть направлено, прежде всего, на формирование способ­ности конструктивно регулировать собственные переживания.

 

Категория: Психолог | Добавил: admin (26.01.2017)
Просмотров: 67
Всего комментариев: 0