Главная » Статьи » Методическая копилка » Психолог

Капризы

Консультация для родителей

Капризы.

Педагог-психолог А.В Лукашова

Капризы — лишённые разумных оснований действия ребёнка, направленные главным образом на то, чтобы оказать сопротивление требованиям старших и настоять на собственных желаниях. Как правило, сопровождаются отрицательными эмоциональными реакциями (крик, плач) и двигательным возбуждением.

В младенческом возрасте поведение ребёнка, которое взрослыми характеризуется как ка­призное (малыш без очевидных причин плачет, отказывается от кормления, плохо засыпает, чрезмерно возбудим), бывает вызвано недостаточным или несвоевременным удовлетворением каких-то потребностей ребёнка. Эмоциональные реакции малыша служат своеобразным сигна­лом неблагополучия, ведь иным способом сообщить о своих потребностях он не может. А также может лежать не выявленное хроническое заболевание, либо временное заболевание. Родители иногда неадекватно оценивают состояние малыша и рассматривают его беспокойство как каприз. Если взрослые уделяют ребёнку достаточно внимания, такая способность формиру­ется у них с первых дней его жизни и позволяет разумно планировать и корректировать режим младенца ради оптимального удовлетворения его потребностей. Если же ребёнку удаётся при­влечь к себе внимание лишь настойчивым криком и плачем, такая реакция рискует закрепиться и впоследствии составить основу подлинных капризов.

Развитию капризов у дошкольников и младших школьников способствует конкретная ещё не окрепшая нервная система, что проявляется в преобладании возбуждения над торможе­нием, высокой эмоциональной чувствительности. На этом фоне капризы не редко возникаю! Как следствие утомления, недомогания, перевозбуждения, избытка впечатлений и переживаний.

Капризы могут носить эпизодический характер, но могут и превратиться в привычную форму поведения. Последнее имеет место тогда, когда ребёнок, неосознанно предпочитает иметь такой способ достижения своих целей, то есть каприз является следствием неправильной организации взаимоотношений ребёнка со взрослыми. Как правило, он представляет собой ре­акцию ребёнка, которому известно, что таким способом можно добиться удовлетворения своих потребностей, любых желаний, даже если первоначально приходится встречать отказ. Поэтому основной путь предупреждения подобных капризов — рациональная организация жизни семьи, когда потребностям ребёнка уделяется достаточное, но не чрезмерное внимание. Очень важна последовательность поведения взрослых: если за первоначальным отказом под воздействием каприза следует уступка, то ребёнок невольно научится именно так настаивать на своём. Когда очевидно, что желание ребёнка выходит за рамки разумного и их выполнение нецелесообразно, то в этих случаях наилучшая форма реакции родителей — это спокойное игнорирование капри­за. Почувствовав бесполезность неразумных требований, ребёнок впоследствии воздержится от их повторения.

Нередки случаи, когда капризы носят намеренно демонстративный характер и имеют це­лью привлечь к ребёнку внимание старших. Такое случается в связи с недостаточным удовле­творением потребности ребёнка в любви, признания и поддержке.

Обострение капризов происходит в рамках, так называемых возрастных кризисов, в част­ности кризиса трёх лет. Это бывает связано с растущим самосознанием ребёнка, повышенным стремлением к самостоятельности. Если родители недооценивают возможности своего ребёнка и предпочитают проводить по отношению к нему ранее устоявшиеся формы отношений, то негативные эмоциональные реакции рискуют принять затяжной характер. Бывает, что притяза­ния ребёнка объективно преувеличены. В таких случаях (если это не связано с непосредствен­ной угрозой для его жизни и здоровья) он полезен.

Метод естественных последствий, когда ребёнку представляется возможность испытать результаты своего каприза имеет большой эффект.

 

Возрастные капризы

 

Капризы возрастные — условное наименование, переходных этапов от одного возрас­тного этапа к другому. В детской психологии отмечалась неравномерность детского развития, наличие особых, сложных моментов становления личности. Психическое развитие осуществля­ется посредством смены стабильных и критических возрастов. В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в критическом возрасте. Л.С. Выготский описал следующие возрастные кризисы: кризис новорождённости — отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста; кризис первого года — отделяет младенчество от раннего детства; кризис трёх лет — переход к дошкольному возрасту; кризис семи лет — соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом; кризис тринадца­ти лет совпадает с переходом к подростковому возрасту. На этих этапах происходит коренная смена всей «социальной ситуации развития» ребёнка — возникновение нового типа отношении со взрослыми, смена одного вида деятельности другим. Возрастные капризы — закономерные и необходимые этапы развития ребёнка; таким образом, понятие «каприз» в данном контексте не несёт негативной окраски. Однако нередко кризисы сопровождаются проявлениями отрица­тельных черт поведения (конфликтность в общении, упрямство и т.д.). Источник этого явления — противоречия между возросшими физическими и духовными возможностями ребёнка и ранее сложившимися видами деятельности, формами взаимоотношений с окружающими, приёмами педагогического воздействия. Это противоречие нередко приобретает острую форму, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушая взаимоотношения со взрослыми. В школьные годы в рамках возрастного кризиса у детей обнаруживается падение успеваемости, ослабление интереса к учебным занятиям, общее движение работоспособности. На остроту протекания воз­растных кризисов оказывают влияние и индивидуальные особенности ребёнка.

Наиболее яркую негативную окраску обычно имеет кризис трёх лет, когда прежде по­слушный ребёнок может внезапно стать неуправляемым, и кризис подросткового возраста, опасный неожиданными формами протеста против реального или мнимого давления со сто­роны взрослых. Негативные проявления возрастных кризисов не являются неизбежными. Гиб­кая смена воспитательных воздействий, учёт происходящих с ребёнком перемен могут значи­тельно смягчить протекание кризиса.

Рекомендации:

     -Не угрожайте, не ругайте, не обзывайте и не наказывайте своего ребёнка.

     -Если ваш ребёнок капризничает, сохраните спокойствие. Не обращайте внимания на недовольство и продолжайте делать всё, как запланировано. Когда вы решаете проблему, не прибегая к мерам, унижающим ребёнка, это обычно не занимает и несколько минут, и он пони­мает, что каприз не срабатывает.

     -Помогите детям научиться владеть своими чувствами, используя для этого все методы, включая семейные советы, совместные решения проблем, выбор и т.д.

     -Некоторым детям разрешают всё. Избегайте этого. Когда используется все возможность, дети развивают навыки избегания вместо навыков сотрудничества.

     -Старайтесь не допускать жёсткого контроля. Дети, которых излишне контролируют, часто становятся либо подхалимами, либо бунтарями. Каприз может быть мягкой формой со­противления со стороны вашего ребёнка, если вы слишком его контролируете вместо того, что­бы с ним искать выход из возможной проблемы.

     -Часто мы требуем от наших детей того, чем сами не обладаем: контроля и самодисци­плины. Мы контролируем ситуацию, когда, не поддаваясь на провокации, действуем обдуманно, помня о долговременных целях. Нам необходима самодисциплина, чтобы помочь детям развить и поддержать верную самооценку.

 

Что делать, если ребёнок говорит: не хочу, не буду, ни за что?

     -Не спешите сгоряча оценивать, высказывать мнение, принимать решение — он навер­няка просто так сказал. Его ещё можно переубедить, перехитрить, научить. Главное, чтобы у нас с вами хватило усидчивости, терпения, разумения.

     -Стоит взглянуть на их «не хочу» хотя бы раз со стороны беспристрастным взглядом — и вполне может оказаться, что на большинство протестов дети имеют право, а остальные — ре­зультат нашей нерасторопности и неблагоприятного стечения обстоятельств.

     -На каждый конкретный случай, вызвавший негативную реакцию ребёнка, можно смотреть по-разному — и угол зрения определит не только нашу реакцию, но и результат. Если покажется нам упрямство ребёнка непозволительным, возьмёмся переупрямить; не разобрав­шись в причинах видимых и невидимых, наверняка получим геометрическую прогрессию вза­имного непонимания и затаённых обид. Всё непросто даже в мелочах.

     -Надо не лениться разговаривать с детьми, учиться вести беседы, исходя из пустяковых недоразумений по поводу распорядка дня, одежде, естественной человеческой лени, распреде­ления обязанностей — потом будет поздно.

 

 

 

 

Категория: Психолог | Добавил: admin (31.10.2016)
Просмотров: 82
Всего комментариев: 0