Главная » Статьи » Лещенко С.С. » Педагогическая копилка Лещенко С.С.

Статья по обобщению опыта

Семья - наиболее распростра­ненный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее по­коление. Семейные от­ношения обычно определяют психологию и поведение взрослеющего человека, поэтому семья представляет особый интерес для пси­хологического исследования.

Семья – это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. А что же такоеСемейные ценности –  это то, что открыто одобряется и культивируется в кругу семьи.

Комплекс идей и научных положений о роли семьи и семейного воспитания в развитии личности ребенка нашли отражение в работах А.Я. Варга, И.В.Гребенникова, А.С. Спиваковской, В.В. Столина,В.В.Юстицкого и других. Учеными установлено, что в детстве для ребенка нет ниче­го естественнее, чем ощущение любви и защищенности в своей се­мье; для него семья - источник самых трепетных эмоциональных пе­реживаний.

Анализ научных исследований и состояния проблемы детско-родительских отношений в российских семьях позволил выделить противоречия и недостатки воспитательного воздействия:

  • избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;
  • бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;
  • безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;
  • отсутствие нормального психологического климата в семье;
  • фанатизм в любых его проявлениях (страсть к накопительству денег и вещей, религиозный, политический, музыкальный, спортивный…);
  • безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий…);
  • противоправное поведение взрослых;
  • авторитаризм, либо “либерализм”, безнаказанность и всепрощенчество, Указанные противоречия свидетельствуют о кризисе семьи и актуализируют проблему формирования  с самого детства ценностного отношения к семье.

 

Таким образом мы выделили:

Цель исследования: определить условия формирования ценностного отношения к семье в старшем дошкольном возрасте.

Объект исследования – социализация дошкольников в семье

Предмет исследования – процесс формирования ценностного отношения к семье в  старшем дошкольном возрасте.

Гипотеза исследования: процесс формирования ценностного отношения  у старших дошкольников будет протекать успешно при соблюдении следующих условий:

  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей по проблеме социализации ребенка в семье;
  • гармонизация детско-родительских отношений посредством переориентации ценностных ориентаций родителей;
  • расширение представлений у дошкольников о семье.

Опытно-педагогическая работа была посвящена разработке методики формирования ценностного отношения к семье в старшем дошкольном возрасте.

Для выявления  особенностей восприятия детьми семьи и семейного микроклимата была проведена проективная методика «Моя семья», результаты которой были дополнены беседой с детьми, родителями, а также наблюдениями во время утреннего приема и ухода детей домой. В начале была проведена рисуночная методика - «Моя семья»,

Для выполнения методики детям были выданы стандартные листы бумаги для рисования (А4). Инструкция звучала таким образом: «Пожалуйста, нарисуйте свою семью».

Остановимся на анализе типичных рисунков семей.

На рисунке Максима  присутствуют все члены семьи - это говорит о том, что у него нет негативных чувств к членам семьи. Он нарисовал
себя на рисунке - это говорит об удовлетворенности в семейных отношениях. Несмотря на слабые графические навыки рисования фигуры человека, мальчик на рисунке расположил членов семьи  в определенной последовательности, значит, присутствует эмоциональный контакт, протянутые друг к другу руки показывают о психологически положительном контакте в семье. Максим нарисовал рядом с собой маму, а папу рядом с мамой. Это говорит о психологическом отношении близких между собой. С самой большой головой нарисован папа, значит, считает его самым умным в своей семье.

Матвей нарисовал рядом с собой папу, а потом маму, что конечно, настораживает. В беседе с ребенком выяснили, что «мама много работает, ей некогда отводить меня в сад». Все персонажи имеют хорошую площадь опор Таким образом, на данных рисунках прослеживается высокая потребность ребенка в теплых семейных отношениях. Изображая себя на рисунке, дети чувствуют единение с семьей, родителями.

Но есть и другие варианты изображения семьи, а, следовательно, проецирования типичных отношений в семье, и соответственно ценностей. Речь идет о рисунках, на которых дети «забыли нарисовать родителей или себя.

Уменьшение реального состава семьи прослеживается в  рисунке Маши . Зафиксирован следующий комментарий девочки: «забыла» нарисовать папу, а брат дома спит». Результаты интерпретации указывают на наличие конфликтных отношений с этими членами семьи. Отсутствие кистей рук у изображения самой девочки говорит о ее беспомощности в сложившейся ситуации конфликта между родителями. Оторванность от линии основания (земли) говорит о незащищенности мамы и дочери .Разнообразие позитивных, ярких цветов(включая выбор фона) говорит о положительном отношении к матери, размер фигуры - о ее авторитете для ребенка.

Следующий рисунок и беседа с ребенком свидетельствуют о преобладании экономических, материальных ценностей в семье.

Семья Вики состоит из трех человек: мать, отец и дочь. Отец работает и практически проживает вдалеке от семьи. Он приезжает редко и ненадолго. Из беседы с мамой было установлено, что приезжая домой, отец дарит ребенку дорогие подарки и тут же переключается на другие проблемы, больше уделяя внимание рассказам о своих успехах. Уезжая, папа обещает ребенку скоро вернуться, тем самым обманывая его. Девочка уже не верит отцу, легко переносит его отъезды и отсутствие, хотя очень рада новости, что скоро приезжает папа. (Скорее всего в ожидании сюрпризов). В своей работе Вика нарисовала маму посередине листа бумаги большого размера и себя.

         В повседневной жизни детского сада Вика постоянно вступает в конфликты с мальчиками. Она хочет быть самой главной. В игре "Семья" выбирает роль мамы, но дети отвергают ее. Девочке не хватает общения, внимания, оценки его достижений и  это проявляется в играх.   

Следующий типичный случай нарушения гармоничных отношений в семье был спроецирован в рисунке Андрея.  Себя он нарисовал в доме за закрытой дверью, отца на улице, мама на рисунке отсутствует. На вопрос: А где же мама находится,- мальчик ответил- "Она осталась дома, отдыхает. Наблюдения за поведением ребенка показали, что он проявляет робость, неуверенность, чаще всего играет с игрушками, избегая таки образом контактов с детьми, данную семью трудно назвать дружной. Были случаи, когда его забывали забрать из детского сада.

Более серьезные проблемы возникают в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем. Это семьи социального риска, поскольку поведение взрослых членов семьи, их образ жизни не соответствует ценностям общества. В таких семьях чаще формируются личности с отклонениями в нравственном и психическом развитии. Постоянные скандалы, напряжение, страх приживаются в душе ребенка. Эти переживания нашли отражение в рисунке одного  из наших воспитанников, у которого мать злоупотребляет алкоголем, мальчик нарисовала только старшего брата и сказала, «что он главный»,  отец на рисунке отсутствует.

На формирующем этапе исследования мы придерживались позиции о том, что работа педагогов с родителями будет эффективной, если она тщательно спланирована.  Для достижения эффективности поставленной нами проблемы мы пытались создать условия, способствующие созданию у родителей представления о семье как ценности и необходимости формирования ценностного отношения к ней у детей.

В связи с этим, нами в формирующей части эксперимента была разработана программа для родителей «Семь+Я», которая  включает в себя групповое родительское собрание, проведение семинара-практикума, проведения праздников с участием родителей.

По каждой проблеме  работа  с родителями должна организовываться  в два этапа: подготовительный этап и основной .

Примерная структура занятий подготовительного этапа:

  • Начальная дискуссия по рассматриваемой проблеме.
  • Знакомство с проблемой.
  • Анкетирование родителей.
  • Беседа по результатам проведенного анкетирования.

Примерная структура занятий  основного этапа:

  • Знакомство взрослых с основными правилами поведения в проблемной ситуации. Полезные советы, рекомендации.
  • Тестирование родителей.
  • Решение педагогических задач.
  • Домашнее задание

Далее мы составили тематическийпланработы с родителями по проблеме «Семья как ценность. Воспитание ценностного отношения к семье у дошкольников».

1 «Психологическая культура семьи».- родительское собрание.

2.«Семейные ценности и семья как ценность»- консультация

3.«Обеспечение в семье этической защиты ребенку».- консультация.

4 .Семья как фактор развития и воспитания личности ребенка.- родительское собрание.

5 .Праздничный концерт.

6. «Папа, мама, я – команда сильная».

7. «Ребенок - главная ценность семьи».- материал в уголок.

8. Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье.- Материал в уголок

На родительском собрании  на тему:«Семья как фактор развития и воспитания личности ребенка»  акцент был сделан на принципах воспитания ребенка в семье и гармоничных взаимоотношений в семье как ценности.  Совет, который был дан со ссылкой на авторитетных педагогов: главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек. Очень важную роль в воспитании ребенка играют диалог с ним  и принятие его как полноценной, полноправной личности.

На завершающем этапе исследования  для сплочения семей воспитанников и проверки эффективности проведенной работы были спланированы мероприятия:

  • праздничный концерт
  • конкурс на лучшую поделку, изготовленную ребенком вместе с родителями.
  • спортивный праздник.

Теоретический анализ литературы позволил сформулировать следующие выводы:

Семья остается наиболее привлекательной формой организации межпо­ловых отношений и реализации родительско-воспитательских устремлений. Однако реальностью нашего времени являются снижение числа браков, уве­личение количества разводов, снижение рождаемости.

ценность семьи и семейных отношений на протяжении всего ушедшего столетия сохранялась для индивида как одна из самых значимых.

Категория: Педагогическая копилка Лещенко С.С. | Добавил: admin (18.11.2016)
Просмотров: 49
Всего комментариев: 0