Главная » Статьи » Лещенко С.С. » Информация для увлечённых родителей

Формирование традиционных семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русскому изобразительному искусству

Формирование традиционных семейных ценностей у детей

старшего дошкольного возраста через приобщение к русскому изобразительному искусству

           Фундаментальным качеством человека, которое дает возможность человеку жить, развиваться, творить и преображаться является, способность наследовать культурные произведения. Традиция, выступает в данном случае, как инструмент наследования культуры, и является универсальной характеристикой человеческого способа быть. Воспитание и просвещение в «традиции», должно стать венцом современного образования.

        Российский публицист, профессор В.Ю. Троицкий сказал: «Добрая русская семья испокон века складывалась как соборная общность. Люди, сопричастные традиционному укладу жизни, родным обычаям и отеческой вере, воссоединялись и освящались ею. Да и судьба человека мыслилась на Руси неразрывно с семейным его бытием».

В истории русской культуры традиционность выражается в виде ценностной формулы «добро – истина – красота». «Человеческое в человеке» (В.И. Слободчиков), человеческое и есть духовно-нравственное, т.е. когда всем своим существом человек устремлен к добру, стремиться творить добро, попросту сеет вокруг себя добро, истина и правда становиться для него смыслом жизни, а через призму «прекрасного» человек ощущает, воспринимает и познает мир и себя. Формула «добро – истина – красота» становиться, своего рода, «дресс- контролем» для нравственных поступков, жизненного выбора, ценностным ориентиром. Это важно учитывать для решения образовательных задач в условиях перехода к новым ФГОС дошкольного образования. То, что человек переживает и усваивает в раннем детстве, отличается большой психологической устойчивостью, и недостатки духовно-нравственного воспитания трудно, а порой уже невозможно, восполнить в последующие годы жизни.

        Произведения русского изобразительного искусства, которые говорят о жизненно важном, порой даже спасительном, - это сильнейший инструмент воспитания нравственной сферы растущего маленького человека.  В течении многих веков русские художники на своих полотнах, языком живописи, говорили о ценностях бытия человека. Тема семьи, трансляция традиционных семейных ценностей, размышление о различных периодах становления и развития семьи, ее проблемы и радости, ценность отцовства и материнства, ценность детства, стала одной из ключевых тематик русского классического изобразительного искусства. Ценности народа, семьи К.Д. Ушинский сравнивает с воздухом: «они также незаметны… но имеют такое же могущественное влияние на нравственный организм человека, какое имеет воздух на организм физический»

        Формируя представление о традиционных семейных ценностях в дошкольном детстве, важно помнить и учитывать возрастные особенности и сензитивность дошкольников к нравственно-эстетическому переживанию воспринимаемых образов. Важно правильно подобрать произведение изобразительного искусства, грамотно организовать «встречу» с произведением, выстроить диалог на уровнях «педагог – ребенок», «ребенок – ребенок», «ребенок – художественный образ». Открывая ценностно-смысловое значение художественного образа, педагог должен подвести ребенка к пониманию нравственного смысла произведения.

Одним из эффективных методов организации и проведения «встречи» с художественным произведением является метод фасилитации. Фасилитация (англ. facilitate – облегчить,  помогать) - облегчение процесса понимания художественного замысла произведения, помощь в установлении многообразных связей, как по содержанию, так и по средствам выразительности, при помощи которых художник пытался донести да зрителя ценностный смысл, идею своего произведения. Метод фасилитации стимулирует и оптимизирует мыслительную деятельность ребенка, а также позволяет организовать диалоговое общение внутри группы участников педагогического процесса.

Русское классическое изобразительное искусство вобрало в себя и отразило  представление русского народа о духовности и нравственности. По словам И.А. Ильина, нравственность – это мерило отношений человека к ценностям, к самому себе, к семье, т.е. к близким и ближним, к окружающему миру. Духовность – это «высшая ответственность» движение к совершенству. Человек духовный всегда ищет духовный смысл, ищет возможность творить «настоящую культуру на земле». Именно духовность, определяет  нравственные смыслы и ценности человека. Семейный уклад жизни русского народа, семейные традиционные ценности, представленные в русском изобразительном искусстве, просто пронизаны духовным началом. Педагогический потенциал произведений русских художников несет в себе нравственно-эстетический опыт мировосприятия и мироощущения русского человека, его бытия, и поэтому служит эффективным средством формирования ценностных представлений и отношений к самому себе, своей семье, к традиционным семейным ценностям у дошкольников.

Русская икона - это тоже предмет русской классической живописи в каноне, и в ней также заложены и глубокие смыслы, и нравственные ориентиры. В традициях русской культуры семья жила под покровом благодати Божьей изливающейся от святынь, таковой является и православная икона. Как не странно, икона также доступна и понятна, маленькому ребенку. Так, на занятии в ДОО по изобразительной деятельности во время беседы на тему «Я и моя мама» детям была показана репродукция иконы Богоматерь Владимирская ХVIII века. Ребенок 6 лет прокомментировал репродукцию следующим образом: «Она Его любит! Она Его нежит!», «Меня мама тоже любит!»

Главная задача педагога дошкольного образования – так организовать встречу  детей с шедеврами изобразительного искусства, чтобы оно вызвало у них сопереживание, эмоциональный отклик на события и явления, о которых рассказывает художник в своих полотнах и которые приглашает осмыслить. Приобщение к искусству - это не рассказ об искусстве, а удивительный процесс, когда само искусство воздействует на чувства и мысли ребенка, приглашает к «преображению». Воспитание средствами изобразительного искусства - это процесс красивый и всегда результативный, устремленный к формированию ценностей посредством раскрытия нравственных принципов и идеалов. Благодаря своей образной форме изобразительное искусство наилучшим способом приобщает человека к человеческому,  заставляет с большим вниманием, пониманием и состраданием относиться к чужой боли, к чужой радости, быть чутким к тем, кто с тобой рядом. В своей сущности искусство в самом глубоком смысле этого слова человечно. Оно творит человека и обращено опять к человеку, стучится в его сердце. Оно служит единению и сопричастности человеческих взаимоотношений, уже в самом раннем детстве.

Художник распахивает перед зрителем свою душу, как перед самыми близкими и сокровенными собеседниками, ведя свой рассказ абсолютно искренно и откровенно. Воспитательные сила и эффект  художественного общения заключается в том, что великие мастера изобразительного  искусства достигают такой глубины и полноты самораскрытия, которые попросту недостижимы в реальном общении людей. Таким образом, нравственные и эстетические размышления имеют приоритетное значение, но к этому действию ребенок подводится постепенно, в процессе непосредственного общения с искусством. Постигая  азы художественного диалога, ребенок выходить на путь духовно-нравственного поиска, а грамотный чуткий педагог указывает направление «правильного поступка».

Познание ребенком нравственных ценностей через изобразительной искусство – особый процесс, отличающийся от логического познания. Быть грамотным зрителем – это, прежде всего, «труд души», это поиск и выбор нравственных ценностей, через постижение, понимание и осмысление окружающего мира, своей жизни и жизни своих родных и близких, своей семьи. Главным образом, речь идет о переживаниях, возникающих у человека в процессе художественного восприятия, переживаниях, в основе которых лежит личный нравственный опыт. Поэтому важно подбирать для «встречи» произведения ясные и понятные, читаемые, доступные детскому восприятию, в которых изображены знакомые и узнаваемые события. Нравственно-эстетическое переживание должно быть исполнено чувства радости, а порой и восторга, умиления и, обязательно, - личной причастности к изображаемым событиям, сострадания и отзывчивости.  Для ребенка это уже достаточное основание для оценочного суждения. Пережить что-либо – это значит приобщить данное явление к своей личной жизни, пропустить через свое сознание, сердце, и, напротив, если переживание не случилось, а увиденное и услышанное оказалось только понятым, усвоенным, даже пусть осмысленным, оно останется в памяти, но не оставит следа в характере, поступках, мироощущении ребенка.

 

 

Категория: Информация для увлечённых родителей | Добавил: admin (18.11.2016)
Просмотров: 94
Всего комментариев: 0