Вернутся на главную Лаборатории
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ЛАБОРАТОРИЯ ПОЧЕМУЧКИ
Цель: формирование познавательной мотивации и активности у дошкольников, привитие вкуса к собственным открытиям в познании окружающего мира.
Задачи:
-
Расширять представления об окружающем мире, активизировать имеющиеся знания.
-
Развивать креативность, подвижность, вариативность и гибкость мышления, умение находить решения поставленных задач.
-
Учить устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, существующие в окружающей действительности.
-
Обогащать, активизировать и актуализировать словарь, формировать грамматический строй речи.
-
Развивать связную речь – монологическую и диалогическую.
-
Воспитывать самостоятельность и инициативность, уверенность в собственных силах.
Ожидаемый результат:
-
Ребенок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
-
Ребенок может ответить на поставленный вопрос, делать самостоятельные выводы, находить решения проблемы, совершать открытия.
-
Ребенок способен самостоятельно действовать в повседневной жизни и различных видах детской деятельности. В случае затруднений обращается за помощью к взрослому.
-
Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим. В зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач.
-
Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.
-
Ребенок адекватно владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, умеет договариваться, обмениваться предметами, распределяет действия при сотрудничестве.
Развивающая предметно-пространственная среда:
- картотека опытов и экспериментов;
- картотека логических задач и ситуаций, проблемных вопросов;
- картотека подвижных игр по лексическим темам;
- картотека ЭОР презентаций;
- электронные развивающие игры;
- картотека загадок;
- картотека игр – викторин;
- картотека игр – путешествий;
- развивающие видеофильмы для детей;
- книги, энциклопедии, познавательная литература, журналы;
- зона экспериментирования;
- уголок природы;
- коллекции;
- настольно-печатные игры;
- тематические альбомы.
Способы мотивации детей к деятельности:
- создание игровой ситуации;
- создание проблемной ситуации;
- сюрпризные моменты;
- проблемные вопросы;
- экспериментирование, опыты;
- обращение к опыту детей;
- использование сказочных персонажей;
- использование электронных презентаций, созданных педагогами.
Примерное планирование опытно-экспериментальной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
Проект
|
Познавательно-исследовательская деятельность
|
Цель
|
Лексическая тема: «Осень»
|
Волшебница вода
|
Ходит капелька по кругу
|
Выявить признаки круговорота воды в природе
|
Солнечные лучики
|
Волшебная лужа
|
Продолжить изучение процесса испарения влаги
|
Лексическая тема: «Деревья»
|
Хочу все знать!
|
В мире бумаги
|
Выявить свойства и качества бумаги
|
Солнечные лучики
|
Где дерево растет?
|
Выявить влияние солнечных лучей на рост и развитие растений
|
Лексическая тема: «Овощи»
|
Наши помощники
|
Наш помощник - язык
|
Выявить характерные вкусовые качества овощей
|
Волшебница вода
|
Семена
|
Выявить влияние влаги на развитие семян растений
|
Лексическая тема: «Фрукты»
|
Наши помощники
|
Наш помощник - нос
|
Выявить характерные запахи фруктов
|
Волшебница вода
|
Где спряталась вода?
|
Опытным путем получить сок из различных фруктов
|
Лексическая тема: «Грибы»
|
Волшебница вода
|
Где растут грибы?
|
Определить наиболее благоприятные места для роста грибов
|
Лексическая тема: «Домашние птицы»
|
Хочу все знать!
|
Почему перья гуся не мокнут в воде?
|
Выявить характерные свойства оперения домашних птиц
|
Лексическая тема: «Дикие животные»
|
Хочу все знать!
|
Зимняя шубка лисы
|
Выявить характерные особенности натурального и искусственного меха
|
Лексическая тема: «Зима»
|
Волшебница вода
|
Сказочные кристаллы
|
Выявить свойства воды в твердом агрегатном состоянии (снежинки, лед)
|
Волшебница вода
|
Разноцветные льдинки
|
Определить условия перехода воды из жидкого в твердое состояние
|
Волшебница вода
|
Нужен ли растениям снег?
|
Выявить способность снежного покрова сохранять тепло
|
Волшебница вода
|
Что быстрее растает?
|
Опытным путем определить, что растает быстрее: снег или лед
|
Волшебница вода
|
Что легче?
|
Опытным путем определить, что легче: вода или лед
|
Лексическая тема: «Посуда»
|
Мой дом
|
Мир стекла
|
Выявить характерные свойства и качества стекла и предметов из него
|
Мой дом
|
Свойства и качества металлов
|
Выявить характерные свойства и качества металлов
|
Хочу все знать!
|
Магниты
|
Выявить свойства магнитов
|
Лексическая тема: «Мебель»
|
Мой дом
|
Мебель
|
Выявить характерные свойства и качества деревянных предметов
|
Лексическая тема: «Одежда»
|
Мой дом
|
Свойства ткани
|
Определить свойства и качества различных видов ткани
|
Хочу все знать!
|
Как одежда согревает?
|
Выявить способность воздуха заполнять свободное пространство и сохранять тепло
|
Лексическая тема: «Обувь»
|
Мой дом
|
Свойства кожи и резины
|
Выявить характерные свойства и качества кожи и резины
|
Лексическая тема: «Семья»
|
Мой дом
|
Свойства пластмассы
|
Выявить характерные свойства и качества пластмассы
|
Волшебница вода
|
Тонет – не тонет
|
Опытным путем определить, какие предметы тонут, а какие держатся на поверхности воды
|
Волшебница вода
|
Как увидеть пар?
|
Опытным путем выявить характерные условия для образования пара
|
Лексическая тема: «Весна»
|
Хочу все знать!
|
Веточки в вазе
|
Определить значение тепла для роста и развития растений
|
Хочу все знать!
|
Солнечные зайчики
|
Выявить способность зеркала отражать солнечные лучи
|
Хочу все знать!
|
Зачем одуванчику парашютик?
|
Выявить способность семян некоторых растений распространяться в окружающей среде
|
Хочу все знать!
|
Могут ли растения дышать?
|
Выявить способность растений поглощать воздух
|
Хочу все знать!
|
Как растения ищут свет?
|
Выявить способность растений поворачивать листья в сторону света
|
Лексическая тема: «Подводный мир»
|
Волшебница вода
|
Очистка воды
|
Опытным путем очистить загрязненную воду
|
Итоговое мероприятие: викторина «Мир вокруг нас» |