Главная » Статьи » Родителям » Родительский университет

«Оздоровительный бег как средство профилактики респираторных и сердечно - сосудистых заболеваний»

                 
      Невозможно представить здорового ребёнка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей можно всё чаще и чаще встретить среди воспитанников детских садов, не говоря о школьниках. Не случайно за последние годы одной из главных тем большинства популярных книг и статей медико-биологического характера стало обсуждение отрицательного влияния на состояние здоровья резко снизившейся физической нагрузки у взрослых и детей. В условиях дефицита двигательной активности происходят неблагоприятные сдвиги в сердечно - сосудистой системе, снижается газообмен, значительно ухудшается состояние нервной системы, проявляющееся в эмоциональной неустойчивости, ухудшение самочувствия, нарушение сна и бодрствования. 
       Каков общий механизм тех воздействий, которые идут от работающих мышц к органам и тканям организма человека? Именно двигательная активность обеспечивает рост и развитие за счёт вещества и энергии, получаемой из среды. У растущего организма восстановление затраченной энергии характеризуется не только возвращением к исходному уровню, но и его превышением, Поэтому в результате реализации движений происходит не трата, а приобретение массы, что обеспечивает рост. Приём же пищи без двигательной активности не обеспечивают возможности для нормального процесса роста и развития. 
      Недавно было установлено, что циклические физические упражнения способствуют увеличению нейтропептидов - особых веществ, продуцируемых мозгом и играющим важную роль в проявлениях психических функций, что благотворно отражается на настроении, улучшает сон, и повышает работоспособность. 
    Движение детей, и в первую очередь упражнение для пальцев рук, являются мощным стимулирующим фактором не только для своевременного возникновения речи, но и дальнейшего его совершенствовании в дошкольном детстве. Двигательная активность увеличивает словарное разнообразие детской речи и способствует более активному и осмысленному пониманию слов, что положительно отражается на всём психическом развитии ребёнка. 
     Физическое развитие человека проявляется в таких основных свойствах, как сила, быстрота, ловкость, гибкость, выносливость. Каждое из этих свойств, способствует укреплению здоровья, но не в одинаковой степени. Можно стать, очень сильным используя упражнения тяжёлой атлетики. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. На конец, можно стать очень ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения. Однако, при этом не сформируется достаточная устойчивость к болезнетворным воздействиям, в частности к простудного характера.  
     Тренируя эти качества, можно так же эффективно решать проблему профилактики таких серьёзных заболеваний, как болезни сердечно - сосудистой системы. 
     Сейчас всё чаще поступает информация о том, что первоначальные причины многих сердечно- сосудистых расстройств, в частности такой тяжёлой патологии, как атеросклероз, следует искать в школьном возрасте. Выявлена прямая зависимость между высоким уровнем холестерина в крови у некоторых детей дошкольного возраста и развитие атеросклеротических процессов в среднем возрасте. 
      Для профилактики массовых респираторных и сердечно – сосудистых заболеваний необходимо совершенствовать такое физическое качество как выносливость. Именно выносливость в сочетании с закаливанием обеспечивает формирование механизмов эффективной профилактики этих заболеваний. 
     Какие же упражнения способствуют повышению выносливости? Нужный результат можно получить при преимущественном использовании циклических, т. е. длительных повторяющихся равномерных нагрузок в виде беговых и прыжковых упражнений. 

      Ну а как быть с оздоровительным бегом у детей дошкольного возраста? Ведь для «здоровья они не побегут. И вообще можно ли так же широко и массово применять беговые нагрузки у малышей, как у взрослых? В. Г. Фроловой, Е. Н. Вавиловой доказана возможность и оздоровительная эффектность использования полноценных, но не очень продолжительных беговых нагрузок в медленном темпе. 
        Начать такие упражнения можно уже на третьем году жизни, чередуя их с ходьбой, прыжками и дыхательными упражнениями. Конечно, проводить их нужно в игровой форме. Так как игр, в которых бег играет роль основной физической нагрузки очень много. Ещё важно подчеркнуть три обстоятельства. Во- первых, наиболее действенны в оздоровительном аспекте те игры, в которых ребенок бегает не быстро, но длительно, тренируя выносливость. 
      Во- вторых, в игре желателен определённый сюжет с ролями играющих. Когда папа, например, может быть «конём», «мотороллером» и т. д. В- третьих, для старших дошкольников хорошо вводить в игру элементы спортивного соревнования, при этом совместные занятия с родителями. Главное, что надо помнить, занимаясь с малышами беговыми и другими физическими упражнениями в игре, - это необходимость активного участия взросло в игре, причём он должен вносить шутки для создания положительного эмоционального настроя у ребёнка. 
        Правильно организованная тренировка в медленных беговых упражнениях, как показывает опыт, может привести к такому уровню повышения выносливости, что выпускники детских садов способны без особого напряжения пробежать на одном занятии 1-2 км. И более при великолепном состоянии здоровья. 
      В наши дни каждый взрослый и даже каждый школьник знают, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Это уже стало азбучной истиной. Что же касается роли движения для физического и психического развития ребёнка, то об этом говорится во всех книгах, посвящённых воспитанию детей. 

                                                                      

 

Категория: Родительский университет | Добавил: admin (17.07.2015)
Просмотров: 473
Всего комментариев: 0