Главная » Статьи » Педагогика » Советы психолога

Учет индивидуально-типологических особенностей детей дошкольного возраста.

 

ПЕДАГОГ –ПСИХОЛОГ        Лукашова Алла  Владимировна

 

Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов.

 

САНГВИНИК

Ребенок верток и подвижен. Слезы появляются мгновенно, но он быстро утешается. Быстро переключается с одного занятия на другое. Он приятен в общении, заводила, выдумщик, фантазер. Засыпает легко и быстро, так же и просыпается, встает рано. В играх любит лазать, ползать, раскачиваться, бегать. Быть «непостоянным» — не порок, а свойство этого темперамента. Дети миролюбивы, не помнят зла, добры и нежадны. Ребенок-сангвиник весел, жизнерадостен, ловок и общителен. Удерживать внимание ребенок-сангвиник может научиться с помощью взрослого в совместных занятиях: просмотр диафильмов, чтение книг, сочинение историй, собирание конструктора.

МЕЛАНХОЛИК

В его поведении много непонятного оно вытекает из его богатого внутреннего мира. Когда не играет, то  бывает задумчивым и грустным. Если расстроится, плачет долго и горько. С трудом включается в игры других детей. Пугается чужих людей и сверстников, но с теми, кого любит, открыт и доверчив. Часто слишком рассудителен, ведет себя и рассуждает, как «маленький взрослый». Любит уединяться, не играет в «грубые» игры. Разборчив в еде, быстро устает. С трудом переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, в кроватке любит размышлять и фантазировать. Утром встает плохо, в хмуром настроении. Любит тепло, боится спорта.

          Ребенок требует много заботы и любящего понимания: накопление проблем, грубое обращение неприемлемы для него,  он долго фиксируется на этом и переживает. В совместных занятиях лучше использовать рисование, лепку, конструирование, не соревновательные игры.

 

ХОЛЕРИК

Ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск, отчаянные истории и приключения. С трудом идет на компромисс, не прислушивается к мнению других. Излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, бывает вспыльчив и агрессивен. Спит мало, просыпается рано. В еде неразборчив, любит «хватать куски». В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания, импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун.  Играет в грубые, порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками.

В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия. В совместных занятиях рекомендуются подвижные, соревновательные игры, спортивные упражнения, плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы, выезды на природу, походы. Читать и рассказывать лучше книги и истории о героических подвигах и поступках. Ругать и наказывать лучше после того, 'как он успокоится, но не физически, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других!

ФЛЕГМАТИ

 

Медлительный молчун, спокойный. Любит несколько игрушек, мало фантазирует, играет спокойно, нешумно. Мало двигается, любит поспать, засыпает легко, встает поздно. Тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок и добротность во всем. Разговаривает медленно, с паузами, не любит игры, на  быстроту, сноровку.Он послушный и пунктуальный. Самостоятельно принимать решения затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Знает много стихов и песен, новое не любит, с удовольствием вспоминает уже известное. Для других детей он скучен и ленив, они не приглашают его в свои активные игры, но любят играть с ним в традиционные ролевые игры. Запоминает новую информацию медленно, но надолго.

     Рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии, занятия музыкой, вышивание, лепка, рисование. Необходимо  закалять, поторапливать во время еды, не давать много сладкого. В игре тормошить, зажигать, заинтересовывать.

 

План наблюдения:

  • 1. Как ведет себя ребенок в ситуации, когда необходимо быстро действовать:
  • а) легко включается в работу;
  • б) активно действует;
  • в) действует спокойно, без лишних слов;
  • г) робко, неуверенно.
  • 2. Как реагирует ребенок на замечание воспитателя?
  • а) говорит, что больше не будет, но через некоторое время поступает так же;
  • б) не слушает или поступает по своему;
  • в) выслушивает молча;
  • г) молчит, обижен, переживает.
  • 3. Как разговаривает ребенок с другими детьми в знакомых для него ситуациях:
  • а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказыванию других;
  • б) быстро, со страстью, но не слушает;
  • в) медленно, спокойно, но неуверенно;
  • г) с большей неуверенностью.
  • 4. Как ведет себя в непривычной обстановке:
  • а) легко ориентируется, проявляет активность;
  • б) активен, проявляет повышенную возбудимость;
  • в) спокойно рассматривает окружающее;
  • г) робок, растерян.
  • Критерии:   а) сангвиник,  б) холерик;   в) флегматик;  г) меланхолик..

 

Категория: Советы психолога | Добавил: admin (31.05.2016)
Просмотров: 873
Всего комментариев: 0