Главная » Статьи » Методическая копилка » Психолог

« ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ФОРМИРОВАНИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Педагоги дошкольного учреждения в своей профессиональной деятельности нередко встречают пассивных детей, которым с трудом удается включиться в работу. И следствием отсутствия заинтересованности являются невысокие показатели сформированности знаний, умений и навыков.

 

Низкая познавательная активность становится большой проблемой, ведь она , эта активность, выступает предпосылкой психологического развития ребенка. Взаимосвязь очевидна-чем ярче выражен интерес к познанию, тем позитивнее результат усвоения знаний, выше уровень развития психологических процессов.

 

Что же такое познавательная активность? Можно ли руководить формированием познавательного интереса?

 

Проблема активизации познавательной деятельности и формирование познавательной активности выступает не только как сложная педагогическая проблема, но и как важная социальная задача.

Это обусловлено тем, что на современном этапе развития Российского государства становится более очевидной связь между преобразованием различных сфер общества и повышением активности личности как субъекта жизнедеятельности.

 

В педагогике активность определяется:

-        как черта личности которая характеризует отношение ребенка к познавательной деятельности (готовность, стремление, осуществление, выбор наиболее оптимальных путей.)

-        как формирование личности в целом, ее основных черт, показывающих отношение субъекта к деятельности (т. е. формирование потребностей, мотивов, волевых усилий, эмоций)

 

Один из видов такой активности-это познавательная активность. Ее предметом является самое значимое свойство человека: познавать окружающий мир с целью проникновения в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причин о-следственные связи, закономерности, противоречивость.

 

Характерными чертами этого сложного и значимого для человека явления являются:

-        Многосторонность, как как активное познавательное отношение ко многим предметам и явлениям

-        Глубина, характеризующаяся активностью не только к фактам, качествам и свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям явлений.

-        Динамичность, заключающаяся в том, что знания, усваиваемые ребенком, представляют собой подвижные системы, которые легко перестраиваются, переключаются, применяются вариативно в разных условиях и служат ребенку в его умственной деятельности.

-        Действительность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление его с предметом или явлением, в преодолении трудностей, в проявлении волевого усилия для достижения цели.

 

Дошкольный возраст считается сензитивным периодом  развития познавательной активности личности. Но это не означает, что познавательная активность формируется самостоятельно.

Известно что ребенок-существо социальное. Среда для него выступает условием и источником развития. Отношение ребенка с окружающим миром осуществляется через взрослого, как посредника. Под руководством взрослого дошкольник овладевает новыми видами деятельности, навыками, умениями. И здесь собственная активность детей непосредственно связана с активностью идущей от взрослого. Поэтому педагогическая деятельность требует от современного педагога стремящегося сформировать познавательную активность ребенка, наличия следующих личностных параметров:

-        Способность к активным и разносторонней профессиональной и социально культурной деятельности.

-        Тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а при необходимости и защищать их.

-        Умение обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение.

-        Знания особенностей психического развития детей.

-        Способности  собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Формирование познавательной активности дошкольников требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса:

-Способность замечать и формировать альтернативы, избегать поверхностных формулировок.

-Умение вникнуть в проблему.

-Способность отказываться от ориентации на авторитеты.

-Умение представить старое, с новой стороны.

-Способность к ассоциациям.

-Готовность памяти и способность к обобщению.

-Креативность, т.е.способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.

Фундаментальная роль дошкольного периода в процессе становления человеческой личности с активной жизненной позицией определяет соответствующие требования к воспитателю. Развивать определенные личностные качества необходимые для реализации целого ряда педагогических функций:

-информационную ;(речевая выразительность).

-побудительную ;(умение возбуждать интерес).

-конструктивно-организационную ;(планирование, подбор материала, методов, приемов для организации деятельности).

-диагностическую:(умения определять физические и психические состояния ребенка).

-координирующую: (становление контакта между педагогами и родителями).

-коммуникативную:(нравственные качества в общении с детьми: тактичность, доброжелательность,приветливость и т.д.)

Познавательная активность имеет отчетливые внешние проявления:

-интерес к предмету.

-эмоциональное отношение к предмету.

-исследование и понимание функционального назначения предмета.

Для эффективного формирования познавательной активности личности ребенка дошкольного возраста необходимо использовать оптимальные методы, позволяющие стимулировать активность.

     Среди всех познавательных психических процессов ведущим является – мышление. Оно тесным образом связано и сопутствует другим познавательным процессам, определяя их характер и качество. Значит активизировать познавательную деятельность в процессе обучения – это прежде всего активизировать мышление. Добиться этого позволяют методы, которые вызывают познавательные вопросы детей:

- метод неожиданных решений.

- метод предъявления заданий с неопределенным окончанием.

- метод стимулирующий проявления творческой самостоятельности.

- метод преднамеренных ошибок.

    Только в случае учета всех моментов от работы над развитием личности самого педагога до оттачивания профессиональных умений и навыков, перспективы дальнейшего развития воспитанников, несомненно, будут иметь положительную динамику.

    

 

                                                                             Подготовила педагог – психолог:

                                                                              Н.В. Логачева

Категория: Психолог | Добавил: admin (17.11.2014)
Просмотров: 1373
Всего комментариев: 0