Главная » Статьи » Методическая копилка » Психолог |
Педагоги дошкольного учреждения в своей профессиональной деятельности нередко встречают пассивных детей, которым с трудом удается включиться в работу. И следствием отсутствия заинтересованности являются невысокие показатели сформированности знаний, умений и навыков.
Низкая познавательная активность становится большой проблемой, ведь она , эта активность, выступает предпосылкой психологического развития ребенка. Взаимосвязь очевидна-чем ярче выражен интерес к познанию, тем позитивнее результат усвоения знаний, выше уровень развития психологических процессов.
Что же такое познавательная активность? Можно ли руководить формированием познавательного интереса?
Проблема активизации познавательной деятельности и формирование познавательной активности выступает не только как сложная педагогическая проблема, но и как важная социальная задача. Это обусловлено тем, что на современном этапе развития Российского государства становится более очевидной связь между преобразованием различных сфер общества и повышением активности личности как субъекта жизнедеятельности.
В педагогике активность определяется: - как черта личности которая характеризует отношение ребенка к познавательной деятельности (готовность, стремление, осуществление, выбор наиболее оптимальных путей.) - как формирование личности в целом, ее основных черт, показывающих отношение субъекта к деятельности (т. е. формирование потребностей, мотивов, волевых усилий, эмоций)
Один из видов такой активности-это познавательная активность. Ее предметом является самое значимое свойство человека: познавать окружающий мир с целью проникновения в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причин о-следственные связи, закономерности, противоречивость.
Характерными чертами этого сложного и значимого для человека явления являются: - Многосторонность, как как активное познавательное отношение ко многим предметам и явлениям - Глубина, характеризующаяся активностью не только к фактам, качествам и свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям явлений. - Динамичность, заключающаяся в том, что знания, усваиваемые ребенком, представляют собой подвижные системы, которые легко перестраиваются, переключаются, применяются вариативно в разных условиях и служат ребенку в его умственной деятельности. - Действительность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление его с предметом или явлением, в преодолении трудностей, в проявлении волевого усилия для достижения цели.
Дошкольный возраст считается сензитивным периодом развития познавательной активности личности. Но это не означает, что познавательная активность формируется самостоятельно. Известно что ребенок-существо социальное. Среда для него выступает условием и источником развития. Отношение ребенка с окружающим миром осуществляется через взрослого, как посредника. Под руководством взрослого дошкольник овладевает новыми видами деятельности, навыками, умениями. И здесь собственная активность детей непосредственно связана с активностью идущей от взрослого. Поэтому педагогическая деятельность требует от современного педагога стремящегося сформировать познавательную активность ребенка, наличия следующих личностных параметров: - Способность к активным и разносторонней профессиональной и социально культурной деятельности. - Тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а при необходимости и защищать их. - Умение обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение. - Знания особенностей психического развития детей. - Способности собственному саморазвитию и самовоспитанию. Формирование познавательной активности дошкольников требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса: -Способность замечать и формировать альтернативы, избегать поверхностных формулировок. -Умение вникнуть в проблему. -Способность отказываться от ориентации на авторитеты. -Умение представить старое, с новой стороны. -Способность к ассоциациям. -Готовность памяти и способность к обобщению. -Креативность, т.е.способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс. Фундаментальная роль дошкольного периода в процессе становления человеческой личности с активной жизненной позицией определяет соответствующие требования к воспитателю. Развивать определенные личностные качества необходимые для реализации целого ряда педагогических функций: -информационную ;(речевая выразительность). -побудительную ;(умение возбуждать интерес). -конструктивно-организационную ;(планирование, подбор материала, методов, приемов для организации деятельности). -диагностическую:(умения определять физические и психические состояния ребенка). -координирующую: (становление контакта между педагогами и родителями). -коммуникативную:(нравственные качества в общении с детьми: тактичность, доброжелательность,приветливость и т.д.) Познавательная активность имеет отчетливые внешние проявления: -интерес к предмету. -эмоциональное отношение к предмету. -исследование и понимание функционального назначения предмета. Для эффективного формирования познавательной активности личности ребенка дошкольного возраста необходимо использовать оптимальные методы, позволяющие стимулировать активность. Среди всех познавательных психических процессов ведущим является – мышление. Оно тесным образом связано и сопутствует другим познавательным процессам, определяя их характер и качество. Значит активизировать познавательную деятельность в процессе обучения – это прежде всего активизировать мышление. Добиться этого позволяют методы, которые вызывают познавательные вопросы детей: - метод неожиданных решений. - метод предъявления заданий с неопределенным окончанием. - метод стимулирующий проявления творческой самостоятельности. - метод преднамеренных ошибок. Только в случае учета всех моментов от работы над развитием личности самого педагога до оттачивания профессиональных умений и навыков, перспективы дальнейшего развития воспитанников, несомненно, будут иметь положительную динамику.
Подготовила педагог – психолог: Н.В. Логачева | |
Категория: Психолог | Добавил: admin (17.11.2014) | |
Просмотров: 1373 |
Всего комментариев: 0 | |