Главная » Статьи » Методическая копилка » Педагог

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ  В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

Е.П. Вихрова, Г.И. Литвинкова, воспитатели,

С.Р. Ушакова, учитель-логопед

МБДОУ детский сад компенсирующего вида №34

станицы Ленинградской Краснодарского края

   В нашем  дошкольном образовательном учреждении уделяется большое внимание вопросу взаимосвязи и преемственности в работе педагогического коллектива. Тесное сотрудничество учителя-логопеда и воспитателей группы позволяют эффективно устранять дефекты речи, развивать общие качества и свойства личности ребенка. Коррекционная работа в дошкольных учреждениях осуществляется учителем-логопедом. Воспитатель  участвует в этом процессе косвенным образом, закрепляя речевые навыки,  которые вырабатывает у детей логопед, а также по рекомендации логопеда занимается  устранениям сопутствующих вторичных дефектов.

   Коррекционные занятия, проводимые воспитателем во второй половине дня,  направлены на реализацию как коррекционных, так  и воспитательных задач.

Организация коррекционного занятия воспитателя

   Коррекционное занятие проводится с 15.30 до 16 часов ежедневно, кроме среды, когда планируются развлечения.  Продолжительность занятия – 30 минут.     

   Первая часть занятия (15 минут) отводится фронтальной работе, задачи которой:

- развитие лексико-грамматического строя речи;

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие фонематических процессов;

- развитие психических процессов.

  Вторая часть занятия (следующие 15 минут) -  подгрупповая и индивидуальная работа,которая включает задания  по различным разделам программы с целью восполнения пробелов в знаниях и умениях детей и индивидуальную работу по заданию логопеда.

   Коррекционные занятия проводятся в занимательной   форме,  единый игровой сюжет связывается с лексической темой недели. (см. Приложение №2)

   При подготовке к коррекционному занятию воспитателю необходимо  учитывать следующие требования:

1.   Коррекционное занятие вносится в ежедневный план работы.

2. Наглядный и раздаточный материал готовится воспитателем заранее.

3.   Занятие планируется по определенной схеме, где указывается:

          * Лексическая тема

          * Задачи фронтальной работы

          * План фронтальной работы

          * Ход фронтальной работы

          * Подгрупповая и индивидуальная работа (планируется по сетке):

 

Содержание работы

Цель

Подгруппа

(имена) детей

 

 

 

 

4. Детские столы для подгрупповой работы необходимо расположить так, чтобы  дети видели воспитателя, а воспитатель видел детей.

5. Детей разместить так, чтобы они не мешали друг другу. Целесообразно разместить за одним столом детей, которые будут заниматься индивидуально с воспитателем по заданию логопеда.

6. Задания логопеда отрабатываются по индивидуальным тетрадям детей перед зеркалом.

7. Работая с детьми по заданию логопеда, воспитатель разговаривает обычным голосом, не применяя шепотную речь.

8. Контроль за подгрупповой работой осуществляет младший воспитатель. Воспитатель заранее знакомит его с запланированными видами деятельности, дает рекомендации по осуществлению контроля и оказанию помощи детям.

Для более глубокого и всестороннего изучения лексической темы учитель-логопед в «Тетради связи работы учителя-логопеда и воспитателей» накануне новой недели предлагает задания для фронтальной работы (см. Приложение №1), включающие:

-   словарь,

-   грамматические задания,

- перечень игр и упражнений для развития общей и мелкой моторики (их содержание дается на карточках),

- перечень игр и упражнений для развития фонематических и психических процессов.   Эти задания используются воспитателями в ходе планирования и проведения занятий (в том числе коррекционных), в игровой, трудовой деятельности, во время  режимных моментов в течение недели.

Приложение №1

ЗАДАНИЕ  УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА  НА  НЕДЕЛЮ

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ОСЕНЬ. ГРИБЫ

Словарь

Осень, листопад, заморозки, погода, ветер, дождь, туча, облако, туман; опадать, шуршать, моросить, улетать, увядать, стучать; золотая осень, ранняя, поздняя, теплая, пасмурный, хмурый, ясный, золотистый, холодный, сырой, голые, грустные, печальная; ясно, дождливо, прохладно, ветрено, уныло, пасмурно.

Грибы: ножка, шляпка, лисички, белый гриб (боровик), мухомор, поганка; собирать, срезать, мыть, солить, сушить, варить, жарить; съедобный, несъедобный, ядовитый, вкусный, полезный, красивый, толстый, тонкий.

Грамматика

1. Подбор существительных к прилагательным (согласование в роде и числе). Например: осенний – день, лист, дождь; осенняя – поляна, туча; осеннее – небо, солнце; осенние – листья, деревья,  …

2. Подбор глаголов к существительным. Например: Что можно делать с грибами? – собирать, резать, жарить, мариновать …

3. Подбор однородных определений к существительным. Например: День какой?  - холодный, дождливый, пасмурный, ветреный…

4.  Употребление простых предлогов «в», «на», «с», «под», «за», «перед»

5.  Согласование существительных с числительными. Например: счет до 5 со словами «гриб», «мухомор»  и др.

6.  Составление описательных рассказов по опорной схеме.

Речь с движением

1.      Листики                                                    2.   Дождик                                        3.   Грибы               

Развитие мелкой моторики

1.   Погрибы                                                     2.   Влесу                                          3.   Грибок                      

Развитие слухового восприятия, фонематических процессов

1.   Кто позвал?                2.   Дождик (повтори ритмический рисунок)

Развитие психических процессов

1.         Где грибок (листок)? (ориентировка в пространстве)         

2.         Угадай по описанию

3.         Что в корзину, что в ведро?

Приложение №2

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

Занятие №1

Задачи: Обогащать знания, словарь детей по лексической теме. Упражнять  в подборе определений, в согласовании существительных с числительными, в употреблении предлогов«за», «перед», в различении по тембру максимально сокращенного звукокомплекса. Развивать слуховое восприятие, внимание, память,   общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

План фронтальной работы:

1.      Развитие лексико-грамматического строя речи: игра «Скажи, какой?»

2.      Развитие общей моторики: речь с движением «Листья»

3.      Развитие психических процессов и ориентировка в пространстве: игра «Где листок?»

4.      Развитие мелкой моторики: упражнение «По грибы»

5.      Развитие лексико-грамматического строя речи: игра «Сколько грибов?»

6.      Развитие слухового восприятия: игра «Кто позвал?»

Ход занятия:

1.      Игра «Скажи, какой?»

Какое время года? Какой месяц? Какой прошел? Какой еще будет? Что осенью происходит с деревьями? Вот и к нам залетел один листочек. Он не простой, он успел мне на ушко прошуршать, если вы сможете сказать красивые слова о нем и о его братьях осенних листьях, то он превратит вас на минутку в осенние листья. (Дети подбирают однородные определения: желтые, золотые, багряные, красные, оранжевые, сухие, шелестящие, мокрые, влажные, опавшие, летящие и т.д.).

2.      Речь с движением «Листья»

Листок дотрагивается до детей и превращает их в листья:

Листья осенние тихо кружатся,                Кружатся на цыпочках, руки в стороны

Листья нам под ноги  тихо ложатся.        Приседают

И под ногами шуршат, шелестят,             Движения руками вправо-влево

Будто опять закружиться хотят.               Поднимаются, кружатся

3.      Игра «Где листок?»

Листочки тихо легли на землю. А  меня  листочек превратил в дерево. Сейчас каждый листочек скажет, где он опустился: справа или слева от дерева, за или перед деревом и т.д.

4.      Развитие мелкой моторики «По грибы»

Когда листочек летел к нам, он видел в лесу много грибов, пойдемте в лес:

Утром дети в лес пошли,             Шаги на месте

По дороге гриб нашли,                 Наклон вперед, выпрямиться

А за ним-то раз, два, три,             Наклоны в стороны

Показались еще три!                     Руки в стороны, вниз.

И пока грибы срывали                 Наклоны, руки к полу

Мы к обеду опоздали!                  Руки к щекам, покачать головой

Побежали, заспешили,                 Бег на месте

И грибы все уронили.                   Присесть

5.      Игра «Сколько грибов?»

Вот мы и на лесной полянке. Соберем грибы и сосчитаем их. (На столе счетный материал - елочки и грибы,  две корзинки. Педагог «срывает» грибы и складывает их  в корзинку, а дети по цепочке считают их: один гриб, два гриба… пять грибов. Аналогично «наполняют» другую корзинку.)

6.      Игра «Кто позвал?»

Пора нам возвращаться домой. А Таня  заблудилась. Давайте позовем ее. (Таня поворачивается спиной к детям. Воспитатель указывает на любого ребенка, тот зовет: «Ау!» Таня должна догадаться по голосу, кто позвал. Так же с другими детьми). Ну, вот мы и собрались все вместе.

Подгрупповая работа:

В этой корзине для вас подарки от осени – это семена растений. Они все разные: есть большие, есть маленькие, но попадут они в землю, и весной из них появится росток деревца, цветка, овоща. Из семян можно сделать красивую композицию. У вас на столах лежат квадраты из картона, покрытые пластилином. Нужно из семян выложить узор: в уголках и по сторонам он должен повторяться.

В другой корзине – еще один сюрприз. Это игра «Времена года». У осени есть сестры, как их зовут? (Зима, весна, лето). Каждый из игроков получит карту с изображением какого-либо времени года. Ведущий будет показывать маленькие карточки, вы должны выбрать те, на которых картинки, подходящие для вашего времени года. Композицию из семян будут выполнять дети 1-й подгруппы с Н.В. (младшим воспитателем), а дети 2-й подгруппы самостоятельно играют в настольную игру.

 

Задание

Цель

Подгруппа

1. Ручной труд «Составление композиции из семян растений»

 

Учить создавать узоры на квадрате, ритмично располагая элементы; развивать мелкую моторику пальцев рук.

№1

2. Настольная игра «Времена года»

 

Закрепить знания о временах года, умение подбирать предметные картинки в соответствии с временем года.

№2

3. Индивидуальная работа по заданию логопеда

Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, автоматизировать правильное произношение звуков

№2

 

> Статья полностью <

 

 

Категория: Педагог | Добавил: admin (17.11.2014)
Просмотров: 2220
Всего комментариев: 0