Главная » Статьи » Фоменко » Лаборатория Почемучки

Организация и проведение экспериментальной деятельности с дошкольниками.

 На  сегодняшний день все больше внимания уделяется качеству образования: на федеральном и региональном уровнях разрабатываются специальные программы, реализуются проекты, направленные на улучшение образовательной деятельности. Помимо  этого, качество образовательного процесса определяется применяемой методикой, ведь обучение должно быть не только полезным, но и интересным, оно должно формировать мировоззрение человека, развивать в нем любознательность и эрудицию. С этой задачей мы  прекрасно справляемся с помощью организации опытно – экспериментальной работы с дошкольниками.
    Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая личность. Познавая мир, он делает множество открытий. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом.
    Задача педагога – помочь дошкольнику в проведении исследований, сделать их полезными и безопасными для ребенка и его окружения. В современной образовательной практике значение самостоятельной  исследовательской деятельности ребенка недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем  важным. А он сам хотел бы исследовать  практически все. 
    Поэтому исследовательское поведение для дошкольника  - главный  источник получения представлений о мире. В своей работе я широко использую опытно – экспериментальную деятельность дошкольников. В группе  оборудована  мини – лаборатория.  В ней представлена предметная развивающая среда для проведения  исследований: специальная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы, тазы с песком и водой, емкости с сыпучими продуктами и т. д.
    Центром экспериментирования являются познавательные занятия. Они тщательно готовятся мною, определяются цели, задачи эксперимента, подбирается объект для исследования, а также пути решения поставленных задач.
    В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. У ребенка постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и поляризации. Он воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные закономерности, делает выводы.  Поэтому важно  включать  экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд,  прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность.  Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.
    Опытно – экспериментальная  деятельность детей должна соответствовать возрасту и возможностям детей.  Я знакомлю их  со свойствами  солнечных лучей, которые нагревают окружающие предметы,  испаряют влагу. Изучая свойства песка, малыши делают вывод, что сухой песок светлого цвета, сыпучий, из него нельзя слепить куличик. Мокрый песок  темный, из него легко лепить, но невозможно сделать рисунок, так  как он не сыплется. Наблюдая за ветром,  дети  приходят к выводу, что при наличии ветра лопасти бумажных вертушек и султанчики вращаются медленно или с ускорением. Знакомясь со свойствами бумаги и ткани, ребята замечают, что бумага рвется.  В зависимости от толщины ее можно мять, она намокает  в воде. Ткань состоит из ниток, мнется, ее легко стирать, гладить.
    Очень интересны и увлекательны опыты с воздухом, так как он не видим. Детишки с удовольствием запускают воздушного  змея, чтобы увидеть порывы ветра, движение воздушных масс. Набирают в полиэтиленовые мешки воздух и замечают, что они становятся плотными, упругими. Дуют через трубочку на поверхность воды, при этом образуются волны и пузыри. А если через трубочку подуть на небольшой предмет, то он начнет двигаться. Интересных объектов для экспериментирования много, всего сейчас не перечислишь.  Но, хотелось отметить, что опытно – экспериментальная деятельность у моих воспитанников очень популярна.
Таким образом, целенаправленная систематическая экспериментальная работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает  интерес и способствует всестороннему развитию. Соблюдение перечисленных педагогических условий способствует эффективности проведения опытно – экспериментальной  работы.

Категория: Лаборатория Почемучки | Добавил: admin (29.12.2014)
Просмотров: 698
Всего комментариев: 0